Информация о предстоящем избрании бывшего руководителя администрации президента Александра Волошина в состав совета директоров «Яндекса» вновь привлекла пристальное внимание к взаимоотношениям крупнейшей российской поисковой системы и государства. Предыдущий всплеск был в начале июля, когда стало известно о том, что кадровые агентства набирают специалистов по поиску для создания государственного поисковика.
Один из игроков рынка прокомментировал новость о предстоящем вхождении Волошина в совет директоров «Яндекса» так: «Яндекс», очевидно, хочет задружиться с государством, и это назначение, видимо, – еще один шаг в том же ряду, что и «золотая акция» Сбербанка. После того как активизировалась возня вокруг госпоисковика они, видимо, ощущают рост давления со стороны государства, опасаются нерыночных методов конкуренции и хотят себя обезопасить».
Член совета директоров «Яндекса», партнер фонда Baring Vostok Capital Parthners Елена Ивашенцева, однако, охарактеризовала мотивы вхождения Волошина в совет директоров более абстрактными словами: «Человек профессиональный, интересуется высокими технологиями, высокотехнологическими компаниями вроде «Яндекса», – такой человек был бы там на месте». По словам Ивашенцевой, никаких специальных функций в совете директоров Волошин выполнять не будет, хотя она признает, что из всех членов совета у него «самый большой опыт» в вопросах взаимоотношения с государством.
Что касается интереса государства к «Яндексу» как к возможной базе для создания госпоисковика, Ивашенцева сообщила, что за последнее время с предложениями о покупке в компанию никто не обращался, и планов национализации «Яндекса» не существует. Главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская утверждает, что предстоящее вхождение Волошина в совет директоров никак не связано с операционной деятельностью компании. О каких-либо попытках государства приобрести в ней долю Колмановской также ничего не известно. По ее словам, наиболее правильно было бы описать взаимоотношения компании и государства словом «прозрачные». «Мы, как и государство, не считаем, будто интернет – это область беззакония. Если нельзя оскорблять, нельзя воровать на улице, – нельзя и в интернете».
По ее словам, не совсем верно говорить о каком-то особом интересе государства именно к «Яндексу». Если раньше законодательные инициативы, касающиеся интернета, носили характер несистемных вбросов, зачастую – популистского толка, то сейчас, по словам Колмановской, идет нормальный процесс, регулярная работа, и «Яндекс» активно в этой работе участвует. В частности, представители компании «Яндекс.Деньги» участвуют в разработке законопроекта «О национальной платежной системе», который будет представлен осенью (он будет регулировать оборот электронных платежных средств и определять требования к их операторам).
Если верить Колмановской и не верить источникам, подозревающим государство в желании надавить на «Яндекс», то зачем же тогда Волошин понадобился в совете директоров, если он не будет выполнять роль защитника?
Возможна другая версия: в картине прозрачных и уважительных взаимоотношений «Яндекса» и государства есть участки, которые компании хотелось бы укрепить. В частности, вокруг упомянутого Колмановской законопроекта «О национальной платежной системе» идут серьезные баталии, в том числе о том, кто сможет стать оператором электронных денег, и какие требования должны к нему предъявляться. ЦБ настаивает, что эмитентом электронных денег может быть только кредитная организация; у «Яндекс.Денег» и других уже действующих на рынке платежных систем на этот счет другое мнение. Как будет выглядеть финальный текст законопроекта, и какими поправками он обрастет, – вопрос больших денег и стратегической для «Яндекса» важности.
Многие эксперты отмечают большие лоббистские возможности Волошина, в том числе в финансовой сфере: в частности, в апреле этого года он возглавил проектную группу при президентском совете, которая будет координировать создание Международного финансового центра в Москве. С учетом важности, которую Кремль придает созданию МФЦ, возможность Волошина влиять на регулирование финансовой деятельности должна быть достаточно высокой.
Заместитель генерального директора «Финам.Ру» Виктор Галенко считает такую версию правдоподобной: «Это изящный ход со стороны «Яндекса». Принятие закона в устраивающей компанию формулировке очень важно для функционирования «Яндекс.Денег», являющихся одной из основных платежных систем в стране. Возможности Волошина в этом деле должны быть достаточно большими». Так что даже если Волошин не сможет защитить «Яндекс» от возможных нерыночных ходов со стороны государства, то, может быть, хотя бы пролоббирует интересы компании в сфере электронных денег?