История строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» имеет все шансы превратиться в Химкинский лес-2. Проект предполагает вырубку леса, изменение русла реки Клязьма, нефтепровода и газопровода высокого давления. Кроме того, по моим данным, чтобы освободить под строительство полосы земли, необходимо переселить жителей трех окрестных деревень. И они уже пишут взволнованные письма премьер-министру. Это как раз те сакральные нюансы и тот комплекс проблем, о которых вчера говорила администрация Московской области, комментируя совещание по строительству полосы.
Между тем, есть еще один недовольный этой стройкой – конкурирующий аэропорт «Домодедово». Два крупнейших аэропорта уже обменялись любезностями по поводу этого проекта. У обоих растет пассажиропоток, оба строят терминалы или расширяют существующие и собираются в будущем обслуживать не один десяток миллионов пассажиров ежегодно.
И у «Домодедово» и у «Шереметьево» по две взлетно-посадочных полосы, они хотят по третьей. Ну и что, казалось бы? Пусть строят. Однако первому было отказано в строительстве ВПП-3, а второй получил на это согласие властей. Один из аэропортов – частный, второй – государственный. Где справедливость?
Эксперты сразу же заговорили о том, что «Шереметьево» развивают за счет «Домодедово». Кроме того, одна из действующих полос в «Домодедово» нуждается в реконструкции, и аэропорт боится не справиться с пассажиропотоком, принимая и отправляя самолеты только на одной полосе. Глава «Шереметьево» Михаил Василенко ответил очередным постом в блоге в таком духе: с одной полосой вполне справитесь, мы так уже работали. И вообще: если у государства есть свой аэропорт, то почему оно должно за свой счет развивать частный? «Может быть, было бы куда более логичным, если бы хозяева «Домодедово» озаботились бы этим сами и нашли инвестиции для своей взлетно-посадочной полосы?» Такой вариант развития событий был бы действительно логичным, если бы не одно «но».
Аэропортовый бизнес в России устроен таким образом, что аэродромы: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, – это, по закону, государственное имущество, не подлежащее приватизации. Поэтому ремонт аэродромов, а уж тем более строительство новых полос – сугубо государственное дело. Как это происходит? Росавиация объявляет конкурсы на реконструкцию, выбирает генподрядчика, выделяет деньги, принимает работы, не привлекая для этого сам аэропорт. В общем, управляющая аэропортом компания, частная или государственная – неважно, – самостоятельно ничего с этим аэродромом сделать не может. Кроме как просто использовать для приема и отправки самолетов. Таков порядок.
А оно, как следует из протокола совещания у Владимира Путина, оказавшегося в моих руках и опубликованного ниже, считает, что «Домодедово» двух полос вполне достаточно. Поручение министрам Левитину, Кудрину и Набиуллиной звучит так: обеспечить финансирование и развитие Московского авиационного узла с учетом реконструкции существующих взлетно-посадочных полос в аэропортах «Внуково» и «Домодедово» и строительства третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево».