В среду президент Ирана Махмуд Ахмадинежад раскритиковал санкции в отношении его страны. В интервью американской телекомпании NBC он заявил, что «даже если администрация США ужесточит санкции, даже если европейцы присоединятся к Соединенным Штатам и введут более жесткие санкции, Иран будет ориентироваться только на свои собственные потребности». В связи с нездоровой ситуацией вокруг Ирана в последнее время все большее внимание привлекают усилия ОАЭ и Саудовской Аравии по диверсификации своих путей экспорта нефти. Речь идет о строительстве нефтепровода Хабшан–Фуджейра с пропускной способностью в 1,5 млн баррелей в сутки и стоимостью в $3,3 млрд, и о развитии порта Фуджейра в ОАЭ и о развитии порта Янбу в Саудовской Аравии. Арабские страны пытаются перенаправить свои нефтяные и прочие грузовые потоки подальше от возможной зоны деятельности иранских вооруженных сил в случае новой войны в Персидском заливе. Порт Фуджейра в ОАЭ – один из главных морских хабов в мире. Порт расположен у входа в Персидский залив, что очень удобно: можно оставить груз для всего региона и не заходить в опасные пункты. История повторяется. Порт Фуджейра начал активно развиваться только в середине 1980-х годов, как раз во время ирано-иракской войны. Вернее, во время известной «танкерной войны», которая началась в 1984 году, когда Ирак и Иран систематически атаковали танкеры, в том числе и под флагами третьих стран, вывозившие нефть из арабских стран. С сентября 1980 года до окончания боевых действий в зоне Персидского залива было уничтожено и повреждено около 400 судов. Удары наносились по нефтяным платформам, промыслам, промышленным центрам и танкерам, перевозившим нефть противника. С весны 1987 года иранская сторона стала систематически применять минное оружие: танкеры с их глубокой осадкой были уязвимы для мин. Из-за применения мин судоходство в Персидском заливе, по сути, было парализовано, хотя ставились в основном якорные контактные мины устаревших образцов. Плавать в Заливе стало небезопасно, страховые ставки резко выросли. Так что многие суда предпочитали не заходить в Залив, а разгружаться в Фуджейре. После окончания ирано-иракской войны в 1988 году грузооборот порта, а с ним и доходы эмирата, заметно снизились. Сегодня ОАЭ снова задумываются об использовании этого порта – на случай войны США с Ираном. Еще в 2005 году было подписано соглашение о сотрудничестве между НАК «Нафтогаз Украины» и правительством эмирата Фуджейра. Соглашение включает проведение реконструкции нефтеперерабатывающего завода в эмирате Фуджейра и строительство нефтепровода Хабшан–Фуджейра. Порт Фуджейра занимает третье место в мире (после Роттердама и Сингапура) по объему экспорта нефтепродуктов. Только моторных масел отсюда вывозится от 600 000 до 800 000 тонн ежемесячно. Помимо нефтегазовых комплексов в Фуджейре строятся крупнейшие в Эмиратах хранилища зерна и заводы по опреснению воды. Саудовская Аравия также серьезно рассматривает угрозу нарушения танкерных поставок Ираном. В марте этого года было принято решение увеличить запасы нефти в терминалах порта, а именно в Saudi Arabia's Arabtank Terminal (ATTL). Только позавчера компания Punj Lloyd выиграла контракт на прокладку труб для строящегося комплекса Red Sea Refinery, который по планам будет с 2014 года перерабатывать 400 000 баррелей нефти в сутки. Помимо активности арабских стран в вопросе строительства новых трубопроводов и терминалов, обсуждаются возможные варианты по оживлению и запуску в строй старых трубопроводов в регионе, если война в Заливе все же разразится иранцам удастся перекрыть на длительное время транспортную артерию. Речь идет о возрождении неработающего сейчас старого трубопровода Tapline (Trans-Arabian Pipeline), экстренная модернизация или замена которого может обойтись как минимум в $300 млн, и о возобновлении транспортировки нефти по трубопроводам, связывающим Ирак с Сирией и Ливаном. Иран уже несколько лет угрожает атаками на танкеры в Персидском заливе, если США нанесут удар по стране или будут препятствовать ядерной программе, останавливать и обыскивать идущие в Иран суда. Между тем из зоны Залива через пролив осуществляется транспортировка до 40% мирового экспорта нефти морем. Помимо этого через Ормузский пролив ежедневно танкерами транспортируется до 3,5 млрд куб. футов сжиженного природного газа, экспортируемого в Азию, Европу и Северную Америку. Даже кратковременное прекращение судоходства через Ормузский пролив приведет к приостановке большей части нефтяных и газовых поставок из государств зоны Залива, что катастрофически скажется на мировой экономической ситуации. По словам экспертов из ОАЭ, за 4 года Иран 60 раз угрожал перекрыть Залив. В 2008 году генерал-майор Мохаммед Али Джафар предупредил, что Тегеран будет стремиться нанести урон экономике Запада, атакуя нефтяные танкеры, береговую инфраструктуру, в том числе объекты, главным образом, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти и газа, а также заводы по опреснению морской воды. «Совершенно естественно, что любая атакованная страна будет применять все возможные способы для борьбы с врагом, – сказал он. – Безусловно, Иран поставит под контроль Залив и Ормузский пролив. После этого значительно вырастет цена на нефть. Это является одним из факторов по сдерживанию противника». В августе этого года Иран объявил о массовом производстве скоростных штурмовых катеров. Один из них – «Зольфагар» (в честь меча имама Али, самого почитаемого мусульманами-шиитами религиозного и политического деятеля, родственника пророка Мухаммеда) – будет оснащен крылатыми ракетами, а второй – «Серай» (от арабского «свет») – задуман как высокоскоростной патрульный катер с корпусом из стекловолокна. Предназначены они для уничтожения целей на море. Помимо угрозы морским коммуникациям со стороны Ирана также существует угроза действий со стороны террористов и радикальных исламских организаций. 28 июля 2010 года на японском нефтетанкере М.Star произошел взрыв. Судно находилось вблизи Ормузского пролива у берегов Омана. На момент инцидента оно перевозило 2,3 млн баррелей сырой нефти из ОАЭ в Токио. Ответственность за взрыв на японском нефтетанкере взяла на себя экстремистская группировка «Бригады Абдуллы Аззама», связанная с «Аль-Каидой». В 2004 году террористы атаковали химические и нефтяные объекты в Янбу и Хобаре в Саудовской Аравии. В случае начала боевых действий в Заливе ожидается активизация непредсказуемых действий подобных небольших групп. В целом, по оценке военно-морских экспертов, Иран, используя все имеющиеся в его распоряжении силы и средства, в состоянии нарушить транспортировку нефти из Залива лишь на короткий промежуток времени, но и этого будет достаточно для того, чтобы вызвать панику на биржах и мировых рынках. А в случае грамотного и массированного применения мин Ормузский пролив с учетом времени на его траление может быть закрыт для судоходства на срок до двух-трех месяцев. Тогда многим странам придется полагаться на свои стратегические резервы. Самый крупный в мире стратегический нефтяной резерв США, созданный еще в 1975 году, составляет около 700 млн баррелей нефти. Проблема в том, что в сутки может быть отгружено не более 5 миллионов. И прецеденты по его распечатке уже были. Стратегический резерв впервые был задействован в 1991 г., именно во время войны в Персидском заливе. Насколько может хватить мировых нефтяных резервов в случае войны с Ираном и успешных иранских действий по перекрытию транспортной артерии? По данным Международного энергетического агентства (IEA), запасов нефти в странах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию хватит на 61,4 дня.