Дэвид Финчер, режиссер фильма «Социальная сеть» о создателе Facebook Марке Цукерберге, вряд ли собирался нести в массы идею, что предпринимательство – это круто. Но может, именно потому у него это получилось. В фильме и сам Цукерберг, и все его партнеры и недруги так или иначе занимаются бизнесом, product development, созданием из ничего новых сущностей. Зритель может, если пожелает, ассоциировать себя с любым из них: замкнутым гением Марком, общительным романтиком Эдуардо Саверином, жиголо из Силиконовой Долины Шоном Паркером, братьями-мажорами Винклвоссами. За два часа на экране появляется только один бюрократ, не имеющий к бизнесу особого отношения, и тот – президент Гарварда Ларри Саммерс. О бизнесе сняты тысячи фильмов, но реальные предприниматели фигурируют в кино не так уж часто, причем обычно не под собственными именами. «Гражданин Кейн» о газетном магнате Уильяме Херсте, «Пираты Силиконовой долины» о борьбе Стива Джобса и Билла Гейтса в Америке, «Нефть» по роману Эптона Синклера, прообразом главного героя которого стал нефтяник Эдвард Доэни, – набирается немного. Гораздо чаще речь идет не о конкретных личностях, а о стереотипах: например, финансист Гордон Гекко из «Уолл-Стрит» – это собирательный образ, одновременно напоминающий и Карла Икана, и Майкла Милкена, и многих других инвесторов и биржевиков. Но все равно фильмов о судьбах политиков, спортсменов, поп-звезд во много раз больше. Один из основных персонажей «Социальной сети», сооснователь Facebook Эдуардо Саверин после просмотра фильма не указывает на недочеты, а призывает: «Предпринимательство должно быть поддержано всеми людьми в мире, независимо от политических взглядов и места жительства». Месседж Саверина услышан даже в далекой и дикой, на взгляд западных предпринимателей, России, где Марат Гельман пишет в «твиттере»: »
В России фильмов, основанных на историях реальных предпринимателей, практически нет. Хотя и режиссеры есть, и сюжетов достаточно. Например, такие:
Московский двор начала 80-х, пионер Тимур убегает от хулиганов. Вдруг из подъезда вылетает пионер Женя, догоняет шпану и вступает с ними в потасовку, помогая своему робкому другу. Спустя 25 лет Евгений и Тимур – они в самом расцвете сил – приезжают на дорогом внедорожнике в особняк на Рублевке. Собеседник – утонченный, холодный щеголь – говорит, что либо друзья продают свою компанию сейчас и ему, либо не продадут уже никогда и никому. Флэшбеки: торговля в лихих 90-х на полном бандитов всех мастей вещевом рынке в Лужниках. Договоренность с чекистами. Бурный рост бизнеса и личная популярность. Ссора с чекистами. Побег в аэропорт на полу автомобиля и рейс в Лондон. Жизнь Евгения Чичваркина мог бы экранизировать Павел Лунгин, режиссер основанного на нереальных событиях «Олигарха». Олег всегда и везде хотел быть первым: сперва на хуторе в Краснодарском крае, где он рос, потом в городе, стране, а то и в мире. Еще Олег никогда и никого не боялся: ни крепких окрестных парней, ни дедов в армии, ни бандитов в 90-е, с которыми приходилось вести разборки, стоя в одних плавках, ни могучих олигархов и высокопоставленных политиков. Остросюжетный боевик про восхождение Олега Дерипаски на бизнес-Олимп вышел бы у Тимура Бекмамбетова. Когда власть в России сменится, вышедший из тюрьмы Михаил Ходорковский станет вдохновителем для многих новых политиков, а вечный, как кремлевские звезды, Никита Михалков снимет про него эпический байопик. Комсомолец – правильный кооператор – крупный бизнесмен – политзаключенный – совесть нации. Защитник обездоленных, бесстрашный борец с коррупцией, эффективный менеджер и настоящий патриот. Основной сценария может послужить переписка Ходорковского с Борисом Акуниным. Было бы логично, если бы одновременно с фильмом про Ходорковского на экраны вышла лента «Красный директор». В далеком 1984 году, когда страна вела кровопролитную борьбу с мировым империализмом в Афганистане и совсем не представляла, что через шесть лет ее ждет развал, молодой нефтяник
становится генеральным директором «Сургутнефтегаза». Он проводит предприятие сквозь перемены новой эпохи, сохранив его эффективность, но главное – качество жизни простых работников, жителей Сургута. Город, в отличие от нефтяных столиц, подконтрольных олигархам, не заполонили убийства высокопоставленных чиновников, бандитизм и нищета. Богданов, ходящий на работу пешком, а отпуск проводящий в России, уверенной рукой защищает город и предприятие, оставшееся в собственности трудового коллектива. Режиссером «Красного директора», возможно, согласился бы стать Станислав Говорухин. Бюджет на съемки собрали бы без труда. Сверстники его недолюбливали: считали заносчивым и самовлюбленным. Паша не любил общаться, зато отличался высоким IQ и трудолюбием, а значит – был блестящим студентом. Он поступил на филфак университета, где много девушек и мало парней, рано начал лысеть: постоянно приходилось носить кепку. Выигрывал всевозможные премии, олимпиады, стипендии – президента, правительства, Владимира Потанина. Для общения Паша создал сайт с учебными пособиями и студенческий форум. Однажды вернувшиеся из Америки друзья показали популярный там сайт Facebook – и Павел Дуров, давно размышлявший над апгрейдом своих проектов, не долго думая, заимствовал у популярного среди западных студентов ресурса дизайн и запустил «ВКонтакте.ру». Денег на развитие занял у одного из друзей – сына знаменитого питерского бандита, второй друг стал исполнительным директором проекта. Спустя 4 года Дуров сделал операцию по восстановлению волос, а его сайт стал самым популярным местом для общения в Рунете с капитализацией в $1,5 млрд. Фильм о Дурове мог бы снять Алексей Балабанов – главный в российском кино специалист по человеконенавистничеству, героям поколения и Петербургу. А вы – фильм о каком бизнесмене вы бы хотели увидеть? Или никто из лидеров российского бизнеса этого пока не заслужил? Ниже – голосование на эту тему. Кандидатов, как и сюжеты потенциальных фильмов, приглашаю добавлять в комментариях.