Широко обсуждаемое интервью Михаила Ходорковского предрекает России кризис в 2015 году, к которому, по его мнению, приведет ряд серьезных экономических и политических проблем. Имеют ли опасения экс-главы «Юкоса» под собой достаточные основания?
Некоторые из его прогнозов вызывают сомнения. В частности, Ходорковский утверждает, что к 2015 году будет исчерпан потенциал для сырьевого роста. Предсказывать это довольно сложно, но, по моим оценкам, пока нет оснований утверждать, что к 2015 году сырьевой сектор перестанет давать рост, проблема, скорее, в другом: будет ли этот рост способен обеспечить ту модель экономики, которую мы сегодня имеем. Здесь мы упираемся в проблему институтов – это и институты управления, и, например, институт гарантии прав собственности. Если бы они были эффективны, то можно было бы с уверенностью говорить, что сырьевой рост в ближайшее время будет достаточным для развития экономики. Но пока, к сожалению, мы находимся в стагнации и не можем использовать доходы от природных ресурсов для модернизации экономики и отхода от сырьевой зависимости.
Нельзя полностью согласиться и с тем, что к кризису может привести сокращение экономически активного населения: хотя демографы давно бьют тревогу, говорить о кризисе в связи с этим не приходится, дефицит рабочих рук могут восполнять мигранты.
Но в чем Ходорковский абсолютно прав – это в констатации противоречия, сложившегося между экономическими возможностями государства и общественными ожиданиями. Уже несколько лет власти из популистских соображений увеличивают социальные расходы, которые им не по карману. Эта ловушка завышенных ожиданий становится особенно опасной в связи приближающимся выборным циклом, когда уж точно социальные расходы урезать не будут, скорее, наоборот. Как долго может это продолжаться? Тут я не соглашусь с Ходорковским, на 5 лет государственных резервов не хватит. Пока власти действуют по принципу: еще бы день простоять да ночь продержаться. Думаю, государственную политику придется менять через 2–3 года.
Потребность в изменении государственной политики связана и с другими вопросами, поднимаемыми Михаилом Ходорковским: непрерывный рост численности силовиков и бюрократии, крайне медленный рост производительности труда. Эти системные проблемы опять возвращают нас к вопросу об эффективности институтов. Думаю, что при наличии политической воли власти могли бы их решить, но это уже тема не экономическая и выходящая за сферу моей компетенции.