Мосгордума готовит законопроект, обязующий сотовых операторов отключать мобильные телефоны, которые будут признаны похищенными. Предполагается, что блокировка будет осуществляться по так называемому IMEI-коду – заводскому идентификатору «трубки». Кроме того, ГУВД Москвы предлагает введение уголовной ответственности за «перепрошивку» IMEI на мобильных телефонах.
Большинство second-hand-аппаратов в России – «черные», то есть краденые или утерянные (но не возвращенные владельцу). При этом кражи мобильных телефонов составляют порядка 70% имущественных преступлений в российских регионах. Мобильник – устройство компактное и часто дорогое, потому является желанной добычей при краже, грабеже или при разбойном нападении.
Как видно, проблема серьезная, причем возникла она не вчера, но системных действий в этом направлении операторы не предпринимали. По IMEI похищенные сотовые телефоны не отслеживали и не блокировали, хотя такая техническая возможность есть. У операторов не было мотивации: им все равно, с каких телефонов говорят их абоненты – с «черных», «серых» или «белых»: доходы компаний никак не связаны с «цветом» устройств. А вот создавать проблемы абонентам – многие из которых пользуются second-hand-аппаратами, не имея понятия о том, краденый ли это телефон или нет – операторы по понятным причинам не желали.
Создать список IMEI похищенных телефонов можно, обязать операторов блокировать устройства с IMEI из этого списка – тоже. Это ситуацию смягчит, но не решит полностью. Хотя бы потому, что далеко не каждый владелец телефона обращается по факту его утери в милицию. И далеко не все, кто обращается, знают идентификационный номер трубки. Например, я телефоны терял трижды, но в милицию не обращался ни разу. Сколько раз вы сами подавали заявление об утере или о краже «трубки»? В результате база «криминальных» IMEI будет, мягко говоря, неполная. Кроме того, блокировка по IMEI никак не затронет телефоны, нелегальным образом ввезенные из соседних регионов. Среди них могут быть и краденые за пределами России: в национальную базу IMEI такие аппараты не попадут по понятной причине (таким же способом в сопредельных странах могут быть проданы телефоны, украденные в РФ). Сами по себе технические решения – контроль IMEI, требование обязательного наличия документов для каждого перепродаваемого second-hand-аппарата, которое планировали ввести два года назад, – не способны подменить оперативную работу органов МВД по контролю над каналом продаж подозрительной техники, а также по раскрытию и предотвращению преступлений.
Но самое интересное, что российского потребителя, возможно, больше волнует не правоохранительный аспект, а ценовые изменения на рынке дешевых подержанных телефонов, которые грядут в случае утверждения законодательной инициативы Мосгордумы. Введение контроля IMEI на уровне оператора может увеличить стоимость «черных» устройств: теперь необходимые предпродажные операции (обязательная перепрошивка или транспортировка в соседний регион) станут несколько дороже. Разумеется, заодно с крадеными подорожают и вполне легальные second-hand-телефоны, продаваемые через те же торговые точки.
Спрос и, соответственно, предложение совсем дешевых аппаратов уменьшаться: зачем приобретать подержанный телефон с заведомо «полумертвой» батареей, если простенькая новая модель (например, из ассортимента МТС или Samsung – с лучшим аккумулятором и явно более надежная) окажется лишь рублей на 50 дороже? Продавцы сосредоточатся на продвинутых аппаратах, которые даже после неизбежного удорожания буду хорошо продаваться на second-hand-рынке: они практически новые (обычно их сдают те немногие, кто привык пользоваться исключительно новейшими моделями, а такие телефоны морально устаревают через три–четыре месяца, после появления новых топовых версий), а стоить будут на 20–40% дешевле, чем в салоне связи.
При этом инициатива Мосгордумы никак не затронет несертифицированные аппараты – например, грубые китайские подделки «под Vertu» или другие творения кустарей из Китая, продающиеся как «iPhone с двумя симкартами» или «айфон с радио и TV». Их IMEI неизвестны, поэтому операторы блокировать их работу не смогут.