Компания Digital Access «привлекла в качестве стратегического партнера» группу компаний «ПрофМедиа», продав ей 25% акций за $3,3 млн. Декларируемая цель – развитие видеопортала ivi.ru и сервиса music.ivi.ru. Ресурсы выкладывают лицензионный видеоконтент (фильмы, сериалы, клипы, музыку), который, по идее, должен окупаться через продажу рекламы на этих сайтах. Что значит эта сделка для рынка легального кино в интернете? На первый взгляд, эта новость для рынка позитивная – знак доверия крупных игроков. Для ivi.ru тем более: как говорят основные игроки, без поддержки деньгами и контентом «ПрофМедиа» инвестиции в этот проект (около $10 млн) не окупились бы. Запустив проект в феврале 2010 года, Digital Access уже летом начала кампанию по привлечению инвестора, предлагая 20% бизнеса за $15 млн. Но в итоге инвестора удалось найти на более приближенных к реальности условиях. «Мы будем продвигать тот контент, который востребован потребителем, независимо от того, от кого он пришел: от телеканала или от небольшой прадакшн-компании» – уточняет параметры соглашения Анна Знаменская, гендиректор Digital Access. Для «ПрофМедиа» в ее нынешнем состоянии видеоплатформа – не стратегическая standalone-инвестиция, а последний элемент паззла к картинке интеграции ее интернет-активов. «Афиша» научит, как по максимуму отжать трафик по примеру «Ленты.ру» и «Рамблера», а «Централ Партнершип» успел потренироваться непосредственно в монетизации онлайн-видео. Правда, опыт неудачный – подкачала бизнес-модель. Ресурсу «Видео-24» была предоставлена вся библиотека правообладателя, но плата за просмотр фильма (50 рублей) отпугнула потребителя. Проект оказался нерентабельным и в 2009 году закрылся. Итак, заскочив в последний для себя вагон, Digital Access пристроила-таки ivi.ru под крыло крупной медийной компании. Но так ли все плохо для других пассажиров этого поезда? Несмотря на позитивные прогнозы роста рынка онлайн-видеорекламы, почти у всех независимых проектов мало шансов дожить до светлого будущего без дополнительных вливаний – опять же, как денежных, так и контентных. Уходящий год показал, что к независимым площадкам правообладатели идти не спешат. Каждый кулик свое цифровое болото окучивает: ВГТРК в мае презентовала Zoomby, «СТС-Медиа» объявила о запуске проекта «Видеоморе», на подходе площадка от ТНТ – now.ru. И, естественно, все прислушиваются к шорохам, доносящимся со стороны «Первого» – похоже, договариваться с кем-либо о разделении доходов Эрнст вовсе не намерен. «Стоимость запуска платформы по схеме «железо плюс маркетинг» составляет от $1 до $10 млн на два года» – приводит арифметику инвестиций телеканала «Россия-24» его генеральный директор Дмитрий Медников. $10 млн – более чем доступно для мэйджора. По мнению Анны Знаменской, гендиректора Ivi.ru, в 2011 году рынок видеорекламы в интернете вырастет почти вдвое, до $30 млн, а затем каждым годом будет увеличиваться на 50%. Похожий прогноз на будущий год дает владелец Tvigle.ru Егор Яковлев. Видео на данный момент, считает Дмитрий Медников, – самый быстроразвивающийся рынок в интернете. Но заработок на рекламе, похоже, для него лишь промежуточный этап. Путеводная звезда лоббистов легального видео в сети – американский проект Нulu.com – за счет бесплатного контента он сначала набрал необходимую абонентскую базу, чтобы оттянуть на себя часть пользователей UGC-площадок. А решив эту задачу, перешел к созданию системы платного просмотра. Продолжая наращивать рекламные сборы, Hulu понемногу развивает и систему оплаты контента. Что в итоге? Российские телеканалы и крупные обладатели прав на контент поняли, что проще каждому завести по видеоплатформе, вместо того, чтобы вести бесконечные переговоры по запуску общей. Из независимых игроков на рынке онлайн-видео на плаву останутся только те, кто успел подстелить себе соломки из рекламных бюджетов на 2011 год. А там, глядишь, найдутся более совершенные способы взимать с сетевых зрителей плату за вход в кинозал.