Альянс FIAT и Sollers – на пороге важнейшего решения. Как рассказал мне один из тех, кто знаком с сутью переговоров между компаниями, речь идет о том, что производство в России потребует полной остановки тех заводов, которые у FIAT уже существуют в Италии. Такой шаг сейчас обсуждается на самом высоком уровне. Представляете, как круто? В конце прошлого года Daimler ради сборки на ГАЗе модели Mercedes Sprinter остановил завод в Аргентине. А тут, ради выпуска моделей FIAT в России, автоконцерн остановит все производство у себя на родине. Это при том, что автомобили там в лидерах продаж, а у нас FIAT всего лишь замыкает второй десяток в списке самых продаваемых марок (данные «Ассоциации Европейского Бизнеса», АЕБ). Нетрудно догадаться, что итальянские власти восприняли такую рокировку безо всякого оптимизма. И шаг кажется еще более отчаянным как раз ввиду того, что в России продажи FIAT пока растут медленно, медленнее, чем рынок в целом. Впрочем, возможность компромисса есть: если компания не будет спешить с локализацией и будет получать льготы (что позволяет оставаться конкурентоспособными по цене) – то есть ввозить машинокомплекты из Италии и собирать их у нас. Тогда и тамошние «овцы» будут целы, и российские «волки» сыты. Дело за малым – убедить чиновников, и в первую очередь Алексея Рахманова из Минпромторга (кстати, его с Sollers связывает общее прошлое), в том, что при подсчете «российскости» FIAT не нужно требовать большего, чем сами итальянцы готовы дать. Хотят собирать автомобили из машинокомплектов – ну и что? Главное – соблюсти видимость. Как признался во время нашего разговора Дэвид Томас, глава Автомобильного комитета АЕБ, именно отсутствие четкой системы расчета по локализации в России (насколько себестоимость машины зависит от деталей, произведенных в России) больше всего настораживает большинство участников отечественного автомобильного рынка. А уход красивых, ярких автомобилей с рынка, в свою очередь, продолжится. И пусть нам говорят, что русские не ценят дизайн и не готовы за него платить. Ведь именно российский автопарк – один из самых разнообразных в мире. Автомобилисты в России, пока была их воля (пока не запустили запретительные ввозные пошлины на иномарки с пробегом), с удовольствием ввозили для собственных нужд машины со всего света. Новенькие «третьи мазды», «лансеры» и «сивики» пользовались бешеным успехом. Но вместо них нас теперь будут «пичкать» простенькими и далеко не самыми современными автомобилями российской сборки. Да и иностранные автоконцерны пойдут на такой «театр» охотно. Ведь ввозить машинокомплекты (за счет их менее габаритных размеров) дешевле, чем готовые автомобили, а ввозных пошлин платить не надо, – вот тебе два весомых преимущества. Тем более, что проблема переизбытка производственных площадей остро стоит не только перед FIAT. И партнерство Sollers с Mazda или Honda на Дальнем Востоке тут кажется более чем закономерным. По оценкам PricewaterhouseCoopers, уже сейчас в мире простаивает около трети всех существующих автозаводов – хотя производство вообще растет. Спрос смещается в пользу молодых рынков – туда же перетекает и производство. Уже в следующем году, прогнозируют эксперты компании, в развивающихся странах (БРИК) будет сделано больше машин, чем в развитых (США, Япония, Западная Европа). Только Россия, похоже, снова окажется лишней буквой в БРИКе – ведь множа сборочные производства, мы лишь помогаем загружать пока простаивающие существующие производства за рубежом, а не создаем новые, собственные. А значит, снова уходят в трубу средства, потраченные на спасение национального автопрома. Ведь если и прилагать усилия для спасения автомобильной индустрии, так ради того, чтобы появились люди думающие, профессионалы, способные двигать автопром вперед, а также для того, чтобы развивать вспомогательные отрасли – «компонентные» производства. А пока наши «собиратели» с «АвтоВАЗа» и ГАЗа разве что отверткой должны будут уметь работать. Невысока будет, похоже, новая планка.