Рассматривая возможности выхода в новый регион, предприниматель просчитывает массу факторов, от исследования объемов рынка до конкурентной среды, тщательно взвешивает свои шансы. Наконец, делает решительный шаг и… Получает результат, который разительно отличается от прогноза. Мы столкнулись с подобным некоторое время назад, когда активизировали региональное развитие нашей розничной сети «Вестфалика». Казалось бы, все выверено и просчитано до мелочей. Но почему же первые итоги совершенно не соответствовали ожиданиям? Например, какими обстоятельствами можно объяснить тот факт, что четыре магазина в небольшом Бийске долгое время показывали значительно большую выручку, чем аналогичные четыре магазина в более обеспеченном Екатеринбурге? Где, задавались мы вопросом, собака зарыта? В результате пришли к простому выводу: друзья, не бывает плохих рынков, а также городов, сезонов, покупателей, конъюнктуры и прочего. Бывает только одно – слабая команда. Это справедливо даже в том случае, если роль личности руководителя в работе отдельного взятого магазина сведена к минимуму. Мы долго и кропотливо работали над стандартизацией процессов запуска и работы магазина. Написали подробнейшее руководство для персонала, где все разложили по полочкам, а операции свели до простейших алгоритмов, так, чтобы на данной позиции мог эффективно работать абсолютно любой человек. Например, инструкция относительно выбора места под магазин «Вестфалика» или «Пешеход» включает 60 пунктов: от оценки привлекательности места до подсчета проходимости. С ней оценить, насколько данное помещение подходит под магазин «Вестфалика», способен даже сотрудник, далекий от рынка недвижимости. Но увы, развитие определялось далеко не всем тем, что написано на бумаге! Будь все по инструкции – наша сеть, наверное, насчитывала бы не сотню магазинов, а тысячу, и очень доходных. Но вернемся к нашей загадке плохих показателей екатеринбургских магазинов. Причина была только в людях и в том, как они смогли организовать процессы. В столице Урала, богатом и очень перспективном с точки зрения обувного ритейла городе, нам поначалу сильно не везло с кадрами. Мы долгое время не могли найти подходящего директора, однако все-таки решили взять на руководящую позицию одного из кандидатов, так как в плане стояло открытие магазинов в Екатеринбурге. В итоге тот человек, который возглавлял наш бизнес в регионе, не мог сформировать команду администраторов и продавцов. Текучка персонала была большая, что влияло и на эффективность работы магазинов. А в Бийске, напротив, все сложилось как нельзя лучше, – сильный директор, сплоченная команда. Планируя любое развитие, в том числе и выход в новые регионы, первый вопрос, который стоит решать, – это подбор людей. Есть ли в конкретном интересующем вас городе тот уникальный человек, который сможет расширить бизнес? Если вы нашли его, то шансы на успех очень хорошие. В Перми, к примеру, нам сразу удалось найти слаженную команду. Соответственно, мы быстро вышли на плановую выручку и плюс к этому открыли вдвое больше магазинов, чем запланировали. Однако поиск людей – это фактор, который не поддается прогнозированию, всегда есть риск, и его нельзя просчитать заранее, как ни старайся. Именно поэтому мы теперь более гибко подходим к планированию региональной экспансии. Еще недавно мы двигались так: сначала заходили в крупный город А, затем в город помельче – В, и только потом шли в небольшие С. И если не освоен город А, то мы не идем в В, и тем более забыли про С. Сегодня поступаем по-другому, исходя из понимания, что ближайшие несколько лет нам интересны такие-то города, начинаем в каждом из них работу с поиска команды, помещения и так далее. И когда только все срастается, то тогда открываемся.