о Государственном биржевом холдинге:

Государственный биржевой холдинг – это просто инфраструктура, площадка, на которой государство имеет надзорную функцию, определяет правила игры и управляет рисками. Холдинг недаром называется государственным. Мы считаем, что как минимум 51% в нем должен принадлежать государству. Для того, чтобы не повторялись случаи, которые мы видели в кризисное время, когда государству в лице ВЭБ все равно приходилось поддерживать деньгами фондовый рынок. Потому первый посыл – легитимизировать участие государства в этих процессах. Еще один момент (очень важный), что эта структура должна охватывать все секторы рынка: фондовый, срочный и непременно товарный. Особенно мы подчеркиваем, что товарный рынок – это крайне важно. Российские стратегические товары должны торговаться в России и за рубли. Крайне важен также и рынок производных финансовых инструментов, который исполняет здесь не спекулятивную, а свою исконную функцию хеджирования и управления рисками.
Костяком, основой фондовой секции будут являться инфраструктурные, долгосрочные бумаги консорциумов. Вот смотрите – сейчас президентом заявлено, что госкорпорация, как субъект экономики неэффективна, что корпорации могут быть акционированы. Если сейчас провести акционирование госкорпорации, то тот положительный задел, который был достигнут в ходе кризиса, будет растрачен, корпорации будут приватизированы, и все вернется на круги своя. А если мы будет проводить IPO, выводить их на биржу – эти корпорации, но как субъекты некоего Государственного биржевого холдинга, чтобы роль государства в них сохранилась, мы сохраним их и как корпорации, и сделаем их открытыми. Выведем их на рынок и дадим, например, возможность тем же иностранным инвесторам участвовать в их капитале. Считаю, что это тоже очень важный момент.
Мы сделали госкорпорации, а как управлять ими, эффективно тратить ресурсы, в том числе и на сами эти корпорации, какие из них более эффективны, какие – менее сказать не можем. А биржа. Открытые торги должны показать – акции какой госкорпорации будут котироваться выше по отношению к другим госкорпорациям. Чей менеджмент более прогрессивен, чья стратегия более понятна, та компания и будет развиваться, привлекая ресурсы в том числе и на фондовом рынке.
У нас как минимум есть две крупных биржи, два депозитария, два расчетных центра, но в результате ни одна из бирж не может обеспечить достаточного уровня надежности в условиях резкого колебания рынка. Капитализация наших бирж недостаточна. Только государство сможет обеспечить достаточный уровень устойчивости. То есть биржи как профессиональные участники рынка остаются, но они начинают работать в холдинге на государственные интересы. Расчетная палата этих бирж – это не частная структура, а, например, тот же ВТБ или какой-то другой госбанк. Создается некий совет холдинга, в котором большая доля голосов принадлежит государству, и решения принимаются с учетом государственной стратегии.
Что мы хотели здесь отразить. Это как бы некий шар, внутри которого находятся инфраструктурные единицы, которые обеспечивают функционирование, – биржи, депозитарии и т.д. Далее, у нас есть оболочка шара, которую формируют те биржевые инструменты, которые обращаются на рынке: акции, облигации, какие-то производные финансовые инструменты. А вне шара есть игроки, которые пользуются этой инфраструктурой. Они делятся как бы на два класса: игроки, которые имеют финансы и не имеют какого-то прикладного выхода (ВТБ, Сбербанк, другие финансовые корпорации), которым нужно инвестировать деньги, но они не могут эффективно инвестировать их пока нет инфраструктуры для этого, и второй класс – это те госкорпорации, которым необходимы финансовые средства для того, чтобы реализовать определенный продукт (ОАК, Объединенная судостроительная корпорация и т.д), которые производят материальный продукт, но не имею капитала. И завязав это воедино, дав возможность финансистам смотреть насколько эффективна та или иная корпорация и вливать деньги под конкретные проекты (под которые выпускаются акции), при этом быть уверенным, на что они потрачены.. То есть не будет такой проблемы, которая была в России после IPO ВТБ и Сбербанка – когда банки провели IPO, не имея четкой стратегии развития.
Например, есть компания «Автодор», которая под строительство дорог выпускает долгосрочные инструменты, например, акции, и всем понятно, для чего они предназначены. Вот здесь как раз вполне реализуем принцип «народного IPO».