о Государственном биржевом холдинге:
Государственный биржевой холдинг – это просто инфраструктура, площадка, на которой государство имеет надзорную функцию, определяет правила игры и управляет рисками. Холдинг недаром называется государственным. Мы считаем, что как минимум 51% в нем должен принадлежать государству. Для того, чтобы не повторялись случаи, которые мы видели в кризисное время, когда государству в лице ВЭБ все равно приходилось поддерживать деньгами фондовый рынок. Потому первый посыл – легитимизировать участие государства в этих процессах. Еще один момент (очень важный), что эта структура должна охватывать все секторы рынка: фондовый, срочный и непременно товарный. Особенно мы подчеркиваем, что товарный рынок – это крайне важно. Российские стратегические товары должны торговаться в России и за рубли. Крайне важен также и рынок производных финансовых инструментов, который исполняет здесь не спекулятивную, а свою исконную функцию хеджирования и управления рисками.
Костяком, основой фондовой секции будут являться инфраструктурные, долгосрочные бумаги консорциумов. Вот смотрите – сейчас президентом заявлено, что госкорпорация, как субъект экономики неэффективна, что корпорации могут быть акционированы. Если сейчас провести акционирование госкорпорации, то тот положительный задел, который был достигнут в ходе кризиса, будет растрачен, корпорации будут приватизированы, и все вернется на круги своя. А если мы будет проводить IPO, выводить их на биржу – эти корпорации, но как субъекты некоего Государственного биржевого холдинга, чтобы роль государства в них сохранилась, мы сохраним их и как корпорации, и сделаем их открытыми. Выведем их на рынок и дадим, например, возможность тем же иностранным инвесторам участвовать в их капитале. Считаю, что это тоже очень важный момент.
Мы сделали госкорпорации, а как управлять ими, эффективно тратить ресурсы, в том числе и на сами эти корпорации, какие из них более эффективны, какие – менее сказать не можем. А биржа. Открытые торги должны показать – акции какой госкорпорации будут котироваться выше по отношению к другим госкорпорациям. Чей менеджмент более прогрессивен, чья стратегия более понятна, та компания и будет развиваться, привлекая ресурсы в том числе и на фондовом рынке.
У нас как минимум есть две крупных биржи, два депозитария, два расчетных центра, но в результате ни одна из бирж не может обеспечить достаточного уровня надежности в условиях резкого колебания рынка. Капитализация наших бирж недостаточна. Только государство сможет обеспечить достаточный уровень устойчивости. То есть биржи как профессиональные участники рынка остаются, но они начинают работать в холдинге на государственные интересы. Расчетная палата этих бирж – это не частная структура, а, например, тот же ВТБ или какой-то другой госбанк. Создается некий совет холдинга, в котором большая доля голосов принадлежит государству, и решения принимаются с учетом государственной стратегии.
Что мы хотели здесь отразить. Это как бы некий шар, внутри которого находятся инфраструктурные единицы, которые обеспечивают функционирование, – биржи, депозитарии и т.д. Далее, у нас есть оболочка шара, которую формируют те биржевые инструменты, которые обращаются на рынке: акции, облигации, какие-то производные финансовые инструменты. А вне шара есть игроки, которые пользуются этой инфраструктурой. Они делятся как бы на два класса: игроки, которые имеют финансы и не имеют какого-то прикладного выхода (ВТБ, Сбербанк, другие финансовые корпорации), которым нужно инвестировать деньги, но они не могут эффективно инвестировать их пока нет инфраструктуры для этого, и второй класс – это те госкорпорации, которым необходимы финансовые средства для того, чтобы реализовать определенный продукт (ОАК, Объединенная судостроительная корпорация и т.д), которые производят материальный продукт, но не имею капитала. И завязав это воедино, дав возможность финансистам смотреть насколько эффективна та или иная корпорация и вливать деньги под конкретные проекты (под которые выпускаются акции), при этом быть уверенным, на что они потрачены.. То есть не будет такой проблемы, которая была в России после IPO ВТБ и Сбербанка – когда банки провели IPO, не имея четкой стратегии развития.
Например, есть компания «Автодор», которая под строительство дорог выпускает долгосрочные инструменты, например, акции, и всем понятно, для чего они предназначены. Вот здесь как раз вполне реализуем принцип «народного IPO».
«Ни одна из бирж не может обеспечить достаточного уровня надежности»
Генеральный директор ИРФР Сергей Гриняев
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...