Появившаяся в «Ведомостях» статья социолога Алексея Левинсона «На смену эйфории» подводит итог тому, как изменились общественные настроения за прошедший год — год, который в будущей истории России наверняка будет обозначен как время невиданной мобилизации, единения и всеобщего одобрения: впрочем, исследования «Левада-центра» показывают, что все не так однозначно. Две трети опрошенных ждут, что следующий (то есть нынешний, 2015-й) год будет более сложным и напряженным; подавляющее большинство считает, что уровень жизни изменился не в лучшую сторону, а возможностей зарабатывать стало меньше, люди, по большей части, не видят вокруг позитивных перемен и все меньше верят в себя. Единственный пункт, в котором большинство опрошенных увидели изменения к лучшему — это работа СМИ.

Казалось бы, парадокс: если СМИ (особенно массового, общенационального масштаба) начали работать лучше, да так, что это чувствуют даже респонденты «Левада-центра», то и ответы на остальные вопросы должны быть иными; вроде бы работа окологосударственных СМИ в том и состояла, чтобы заставить аудиторию не замечать трудностей и вселять в сердца оптимизм. Казалось бы, уверенные эксперты при галстуках, рассуждающие о блистательных перспективах импортозамещения, должны отвлекать людей от выросших цен на молоко — а если по поводу цен все-таки начинают волноваться, то значит, пропаганда уже не работает. Однако аудитория прекрасно замечает цены и даже переживает по их поводу — и вместе с тем, верит телевизору как родному: это может означать, что участники опроса не так уж не правы и массовые общероссийские СМИ действительно стали работать более эффективно — не в том смысле, что они еще эффективнее «врут» или там «зомбируют аудиторию», а в том, что они научились создавать картину мира, к которой не применимы традиционные категории истины и лжи.