С 1 января российским строителям не нужны лицензии: закон №148-ФЗ заменил их обязательным членством в саморегулируемых организациях. Триумф либерализма? Победа над бюрократией?
Только не у нас. Для бывших и нынешних чиновников создан новый рынок, на котором они неплохо заработают. На 11 января 2010 года, по словам Анвара Шамузафарова, президента саморегулируемой организации «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса», зарегистрирована 281 СРО, из которых 162 – строительных, 105 – проектировочных и 14 в области изысканий. В этих СРО состоят около 30 000 фирм – всего 11% от числа тех, что до начала этого года обладали строительными лицензиями. Просто не все еще успели вступить – «очереди стоят» из желающих, говорит Шамузафаров. Если в СРО вступят хотя бы 100 000 компаний, в этом году организации получат от них порядка 17 млрд руб. в качестве членских взносов и платы за юридическое оформления вступления. Этими деньгами СРО могут распоряжаться по своему усмотрению, в отличие от взносов в гарантийные фонды, которые будут использоваться, если кто-то из членов организации не сможет выполнять свои обязательства. Строительная лицензия, если ее получали официальным путем, обходилась всего в 1300 рублей. Членство в СРО – удовольствие подороже, некоторые участники рынка считают, что слишком дорогое для малого бизнеса. Взнос в компенсационный фонд – 300 000 руб., вступительный взнос – от 30 000 руб., ежемесячный членский взнос – 8000 руб., страхование ответственности перед третьими лицами на 10 млн руб. – 50 000 руб., подготовка дела кандидата в члены СРО (юридическое сопровождение) – 40 000 – 50 000 руб. Эти тарифы не обусловлены ничем, кроме аппетитов учредителей СРО. Самые заметные на рынке организации созданы людьми непростыми. Шамузафаров – бывший председатель Госстроя России. Председатель совета первой зарегистрированной СРО – НП «МООСС» – генерал-майор Василий Богомолов, заместитель директора Федерального агентства специального строительства по строительству объектов специального назначения. «Межрегиональное объединение строителей» возглавляет Ефим Басин, главный строитель БАМа, в советское время заместитель министра, а в 90-е годы – министр строительства. «Союз-Атомстрой» – Виктор Опекунов, депутат Госдумы от «Единой России». Источник в одной из московских строительных компаний рассказал Slon.ru, что весной прошлого года 40 крупнейшим строителям города были разосланы факсы за подписью главы московского стройкомплекса Владимира Ресина, в которых их поимённо пригласили на практическую конференцию «Система саморегулируемых организаций строительного комплекса города Москвы». В преддверии конференции пришел еще один факс, за подписью руководителя Департамента городского строительства Александра Косована, в котором сообщалось о создании трех саморегулируемых организаций и были указаны телефоны, по которым следовало обращаться «по вопросам вступления». (Приглашения и факсы есть у Slon.ru). А на самой конференции всех настойчиво приглашали вступать в «Столичное строительное объединение», рассказывает наш собеседник. Среди членов президиума этой СРО – Косован, глава городского Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко, глава Департамента городского заказа капитального строительства Леонид Моносов. Источник Slon.ru говорит, что его компания поняла, почему надо вступить именно в эту СРО, и сделала, как посоветовали. У крупных строительных компаний есть способ ничего не платить лоббистам из СРО: создать свои саморегулируемые организации. Так сделала, к примеру, Tashir Group. На сегодня в СРО «Группа Строительных Компаний «Ташир» входят 105 строительных компаний. А у корпорации «Главстрой» есть НП «Международная гильдия транспортных строителей» (компания «Трансстрой», одна из структур корпорации, выступила инициатором создания этой СРО). В «Ташире» просто не увидели смысла связываться с посторонними людьми. «Нас насторожило большое количество предложений о вступлении в СРО, которые поступали нам в прошлом году, – объясняет директор по внешним связям компании Tashir Group Ирина Каграманова. – Причем некоторые организации откровенно демпинговали в части членских взносов, что наводило на мысли о мошенничестве. Собрав деньги, представители таких организаций просто-напросто могут исчезнуть. Отчасти из-за этого мы приняли решение о создании собственной саморегулируемой организации». По сути, многие СРО просто продают допуск к работам – эта проблема уже приняла «лавинообразный характер»,
Корпорация сегодня находится в процессе вступления в саморегулируемую организацию. Все документы уже поданы, и в ближайшую неделю она станет членом одной из СРО Москвы. По различным данным, в России было зарегистрировано около 300 000 строительных организаций при том, что на рынке работало не более 25 – 30%. Выдача лицензий перешла в форму планового зарабатывания денег, поэтому очень быстро появилось множество компаний-однодневок, которые работали, нарушая законодательство России, и через некоторое время исчезали. Особенно ярко это проявилось с «обманутыми дольщиками». Комплекс «Вертикаль», один из тех объектов, которые Mirax Group достраивает по просьбе Правительства Москвы за одной из таких фирм. В связи с такой сложной ситуацией на строительном рынке Правительством Москвы было решено создать СРО.
Они должны были решать, прежде всего, две задачи. Во-первых, провести тщательный анализ игроков рынка, на основании которого необходимо было оставить только те компании, которые действительно могут заниматься строительством, проектированием, изысканием. Во-вторых, взять на себя все виды ответственности, в том числе и имущественную. Таким образом, СРО – это своего рода коммуна, где каждая компания несет ответственность за всех и все отвечают за конкретных участников СРО. К примеру, если одна компания из СРО обманула граждан и сбежала с рынка, тогда совет этой СРО подает иск в прокуратуру в отношении недобросовестной компании, берет деньги из компенсационного фонда и достраивает здание, а потом возмещает эти деньги с процентами.
Одна из больших проблем сегодня – это откровенная торговля допусками, которая приобрела лавинообразный характер. Я думаю, что скоро мы станем свидетелями крупных процессов в отношении компаний, которые за определенную сумму (в несколько раз превышающую плату за получение лицензии) раздают эти допуски. Ассоциация строителей России уже направила свои предложения правительству, чтобы поручить выдачу допусков государственной организации, которая бы находилась при Национальном объединении строителей, проектировщиков и изыскателей. Также очень важно, чтобы допуск был единым для всех и выдавался одной организацией. Потому что потенциалы московской СРО и, к примеру, курганской СРО совершенно разные, а значит, выдаваемые ими допуски различаются. При этом по закону компания, получившая допуск в любом регионе России, может начать строительство в Москве. Мне кажется, что это серьезнейший пробел, и думаю, что правительство уже в I полугодии устранит его. В первые 50 СРО вошли почти 8 000 компаний. Таким образом, если у нас в стране будет 150 СРО, то на строительным рынке России будет около 24 000 компаний, остальные отсеются. Вот цена этого вопроса.
Налаживание финансирования строительного рынка снимет все проблемы и больные вопросы. А пока, если граждане не знают, с какой компанией работать, то им лучше обращаться в СРО, так как если даже компания окажется недобросовестной и обманет, у них хотя бы будут гарантии, что их дом достроят. Других альтернатив быть не может.
Вопросами разработки технических стандартов, техрегламентов, норм и СНИПов, на мой взгляд, могли бы заниматься три региона – Москва, Санкт-Петербург и Казань. Другим это просто не под силу. В ближайшее время этот вопрос будет решать Национальное объединение строителей, проектировщиков и изыскателей.
Градостроительный кодекс определяет, что малоэтажное строительство, как строительство до 3 этажей включительно. Им может заниматься компания, которая не имеет допуска. Таким образом, если вы строите коттедж или загородный дом до 3 этажей, вы сами решаете, важно для вас наличие лицензии у компании или нет. Для всех зданий, высота которых превышает 4 этажа, допуск на строительство и на инженерию обязателен.
Размер вступительного взноса – 1 000 000 руб. для юридических лиц, 300 000 платится тогда, когда компания страхует свои строительные риски. Вступление физических лиц в СРО исключено. Разница во взносах для организаций обусловлена ценой выполняемых работ и составляет 1 000 000 руб. для строительных компаний, 500 000 руб. для проектных и 300 000 руб. для изыскателей. Опыт показывает, что даже малые компании находят средства для вступления в СРО. Если у них все-таки есть сложности с финансированием, то один из выходов для них – объединяться. То же самое касается и субподрядных работ. Я считаю, что для нормального бизнеса такое объединение даст только пользу.
говорит первый зампред правления Mirax Group Николай Кошман. В СРО возражают: торговли допусками не будет.
Введение института саморегулирования позволит строителям уже в ближайшем будущем самим устанавливать правила и стандарты профессиональной деятельности в рамках действующего законодательства. Новая система очень эффективна, с точки зрения ответственности субъектов рынка. Она способна решить одну из наболевших проблем отрасли – качество и безопасность строительных работ. Также саморегулирование должно очистить рынок от недобросовестных компаний, созданных для одноразовых целей. Жесткие «входные» требования, установленные законодательством для членов СРО, являются неким фильтром для фиктивных компаний. При этом компания, нацеленная на долгосрочную работу, лишний раз подтверждает серьезность своих намерений. Вступление в СРО предполагает уплату нескольких видов взносов. Во-первых, взнос в компенсационный фонд. Для строительных компаний его размер составляет не менее 300 000 рублей (при условии страхования рисков гражданской ответственности), для проектировщиков и изыскателей – 150 000 рублей. Кроме того, предусмотрены вступительные и регулярные взносы, которые утверждаются СРО на общем собрании членов и могут быть как увеличены, так и уменьшены по итогам очередного финансового года. Дополнительные расходы могут быть связаны со страхованием, приобретением сертификацией и повышением квалификации персонала тех компаний, кому это необходимо. Отмечу, что индивидуальные предприниматели вступают в СРО на равных основаниях с юридическими лицами. Упомянутая разница в размере компенсационного взноса (300 000 и 150 000 рублей для членов строительных и проектных СРО, соответственно) обусловлена одним единственным фактором – требованием закона. Он устанавливает минимальный размер, который не может быть уменьшен, но может быть изменен в сторону увеличения отдельно взятой саморегулируемой организацией. В последнее время все чаще говорят о непосильной стоимости «входного билета» в СРО для малого и среднего бизнеса и их уходе с рынка по этой причине. Спешу развенчать этот миф. Размер вступительного взноса в различных СРО колеблется от 0 рублей до 300 000 рублей, а ежегодные членские взносы составляют от 10 000 до 1 млн рублей. Так что выбрать саморегулируемую организацию, членство в которой окажется по силам, сможет большинство компаний малого и среднего бизнеса. Не так давно была опубликована статистика, согласно которой доля малого бизнеса среди членов СРО приближается к 70%. Средний бизнес – это еще как минимум 27%. Таким образом, на долю малых и средних компаний приходится порядка 95% вступивших в СРО. Доля малого бизнеса в различных СРО колеблется от 50% до 100%. Например, среди членов СРО «Альянс строителей» доля малого бизнеса составляет 69%, а среднего – 25%. Поэтому утверждения типа «малый бизнес уйдет с рынка, так как не сможет вступить в СРО» в корне неверно. Как раз он-то и вступает в СРО прежде всего, как наиболее сознательный и ответственный сегмент стройотрасли. В прошедшем году основные проблемы были связаны, во-первых, с низкой информированностью отрасли о новых правилах игры на рынке: многие стройкомпании до последнего находились в полном неведении о предстоящих изменениях. До сих пор некоторые заблуждаются относительно роли и значения саморегулирования и СРО. Со своей стороны мы всячески боролись со сложившейся ситуацией, проводили бесплатные семинары для всех желающих и вели активную информационную политику в прессе. Возникали проблемы с единовременной оплатой всех взносов у некоторых кандидатов в члены СРО. Но эти трудности остались позади. Больше всего проблем при вступлении в СРО было связано с нехваткой квалифицированного персонала. Это основная причина возможного отказа или сокращения списка перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания, вступая в СРО.Законодательство требует, чтобы для выполнения каждого из заявленных видов работ, на которые организация хочет получить свидетельство о допуске к работам, в штате было не менее 3 человек с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 3 лет либо не менее 5 специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее 5 лет. Как оказалось, далеко не все претенденты могут выполнить данное условие. Поэтому основная масса отказов при приеме в членство связана именно с этим фактором. Нередки также случаи, когда компания, претендующая на десять видов работ, соответствует требованиям всего по двум, в таких случаях свидетельство выдается только в соответствии с пройденными проверками. Для устранения этого недостатка компания должна заняться повышением квалификации штатного персонала или принять на работу новых специалистов. Для тех, кто уже стал членом СРО, все трудности позади. У тех, кто не успел это сделать или до сих пор не определился, куда вступать, могут возникнуть проблемы.
Многих волнует вопрос появления на рынке мошенников, которые начнут торговать допусками. В целях исключения мошенничества решение о выдаче допуска принимается голосованием на заседании коллегиального органа СРО. Кроме того, при вступлении в члены СРО претендента оценивают как независимые эксперты, так и специалисты самой саморегулируемой организации. Передача свидетельства другому лицу тоже исключена. Торговать допусками не получится. Кроме выше перечисленных взносов при вступлении в СРО других платежей не предусмотрено. Размер взносов в конкретных СРО может зависеть от количества и видов работ, на которые компания хочет получить свидетельство о допуске. В любом случае, каждое выданное свидетельство заносится в общий Реестр саморегулируемой организации, а также информация о нем передается в Ростехнадзор. СРО поручено разработать единые стандарты, прописать новые технические регламенты, нормы СНИПы и так далее – каким образом всё это будет воплощаться, с учётом того, что каждая СРО сама себе хозяйка? Будет ли разработан некий единый стандарт для всех существующих СРО. Сегодня в России существует свыше 30 000 нормативных документов в сфере строительства. Отдельно взятая СРО не может и не должна заниматься созданием и обновлением нормативно-технической документации. Ей это просто не под силу. Поэтому в дальнейшем работа по созданию техрегламентов и актуализации существующих СНиПов полностью ляжет на плечи национальных объединений СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Они смогут обеспечить ее выполнение при помощи квалифицированных кадров и соответствующего финансирования. Конкретная СРО имеет право разрабатывать свои правила и стандарты, которые могут быть изменены в сторону ужесточения, но не должны снижать предусмотренные законом требования.многие из них давно устарели и требуют переработки. Сейчас эта задача возложена на строительное сообщество. Одна из целей перехода к новой системе регулирования – в самоочищении отрасли от недобросовестных компаний, созданных для единоразовых целей. Низкая квалификация персонала в таких «конторах», отсутствие надлежащей материально-технической базы были причиной высокой аварийности на стройках и низкого качества готовых объектов. Именно по их вине сформировался не вполне позитивный имидж стройкомплекса в целом.Теперь они будут вынуждены покинуть рынок. Членами СРО станут действительно достойные представители бизнеса, в которых партнеры могут быть уверены, как в себе. При заключении договора они знают, что обе стороны прошли все проверки и соответствуют требованиям саморегулируемой организации. Конечно же, пока в СРО вступили не все реально существующие компании, однако наиболее дальновидные из них давно озаботились этим вопросом и получили свидетельство о допуске. Недобросовестным фирмам кислород будет действительно перекрыт, поскольку условия вступления в СРО достаточно жесткие. Это относится не только к финансовой стороне вопроса, но и к организационной. Если компания не имеет свидетельства о допуске в тех случаях, когда оно необходимо, то она не может принимать участие в тендерах, торгах и конкурсах, ну нее возникнут трудности с оформлением разрешительной документации. В общем, ее никуда не пустят. Уже сейчас тендерный комитет требует у компании, желающей участвовать в конкурсе, свидетельство о допуске, выданное СРО. Определенная неразбериха с перечнем видов работ, для осуществления которых требуется членство в СРО, действительно существует. Отталкиваться нужно от Приказа Минрегиона России № 274 от 09.12.2008, который изначально содержал 35 видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, 12 видов по подготовке проектной документации и 6 видов работ по инженерным изысканиям. Для их осуществления организации необходимо «разрешение» саморегулируемой организации в виде свидетельства о допуске к работам. Отмечу, что в нем есть исключения. Например, для строительства отдельно стоящих зданий общей площадью не более 1500 кв.м. и высотой не более 2 этажей (например, коттеджей), становиться членом СРО не нужно.В октябре прошлого года Минрегион издал еще один приказ № 480, который был зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009. Он добавил в перечень несколько новых видов работ, в том числе устранил правовой вакуум в отношении генерального подрядчика и генерального проектировщика. Теперь им тоже нужно быть в составе членов СРО. Последние изменения внес Приказ Минрегиона № 604от 30 декабря 2009 г. Но и он должен пройти весь путь вступления в силу, начиная от регистрации в Минюсте и заканчивая вступлением в силу. Произойдет это не раньше марта месяца. Поэтому в самое ближайшее время нам предстоит работать в соответствии с первоначальным актом Минрегина – Приказом № 274. Вступать в СРО изначально нужно было не всем компаниям, а лишь тем, кто осуществляет работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Все остальные организации, занимающиеся, например, текущим ремонтом, продолжают работать на рынке по тем же правилам, что и раньше. «Обойти стороной» требование о членстве в саморегулируемой организации у тех компаний, которым оно необходимо, вряд ли получится. Во-первых, за это предусмотрена административная ответственность, а во-вторых, они просто рискуют лишиться заказов и уйти с рынка.
директор по развитию бизнеса компании «Бенефит инжиниринг» Ярослав Козлов уверен: в скором времени членством в СРО начнут торговать в интернете.
Сама идея СРО здравая и хорошо себя зарекомендовала на Западе. Но любая самая хорошая идея в нашей среде начинает мутировать. Естественно, это случится и со СРО. Сейчас, на первом этапе, это дополнительные расходы и дополнительная головная боль для строительных компаний, но не более. Никаким финансовым цензом для рынка СРО не станут, потому что 0,5 млн руб. (взнос для вступления в СРО) есть у любой компании, хотя я согласен с чиновниками, которые возмущены такой огромной ставкой. 500 000 – это все разовые взносы «вместе». Взнос в компенсационный фонд – 300 000 руб., вступительный взнос – 30 000 руб., ежемесячный членский взнос – 8000 руб., страхование ответственности перед третьими лицами на 10 млн. рублей – 50 000 руб., подготовка дела кандидата в члены СРО (юридическое сопровождение) – до 10 видов деятельности из классификатора СРО – 40 000 руб., с 10 до 15 видов деятельности из классификатора СРО – 50 000 руб., свыше 15 видов стоимость определяется в индивидуальном порядке. Такие платежи не оправданы ничем, кроме аппетитов учредителей СРО. Откуда взялась эта сумма не понятно. Люди просто пользуются своим монопольным положением. Уверен, что положение будет корректироваться, именно поэтому мы не спешим вступать в ни в какое СРО. Все равно сейчас на рынке ядерная зима. Но, чтобы в принципе работать на рынке, нужно быть членом СРО. И это членство и будут покупать – даже не сомневайтесь. Очень скоро этим начнут открыто торговать в интернете, как совсем недавно торговали фирмами с готовыми строительными лицензиями.
о «технических» компаниях:
Что касается фирм-однодневок, то в распоряжении любой самой честной строительной компании находятся десятки «технических» компаний. В реальной ситуации это необходимо. Иначе просто невозможно работать. Они хоть как-то предохраняют девелопера от поборов. И далеко не у всех эти «технические» компании обладали строительной лицензией. В новой ситуации схема никак не изменится. Членом СРО будет одна компания, остальные – нет. о допусках к работе, выдаваемых СРО:
Успех СРО зависит от взносов членов. То есть СРО напрямую заинтересована в привлечении новых членов. Плюс к этому конкуренция между СРО. Нет сомнения, что компромисс между СРО и кандидатом в члены всегда будет найден. Приведу не совсем адекватный пример, но он неплохо иллюстрирует ситуацию. Возьмем рынок косметики. Сертификацией косметических средств занимается множество сертифицирующих центров, доходы которых напрямую зависят от количества выданных сертификатов, в результате рынок наводнен помоями в разноцветной упаковке. Похожая ситуация на рынке БАДов и даже лекарств, что уж говорить о строительстве. Малоэтажное строительство не попало под СРО временно. Просто с малоэтажкой много проблем. Сначала нужно разработать целый пакет СНИПов. Не знаю как сейчас, но несколько лет назад еще никто не знал что такое малоэтажный дом. Каждый инспектор решал сам. В нормативных актах формулировка не точная, где-то написано до трех этажей, а где-то до четырех. Кроме этого вообще страндарты малоэтажки рыхлые, их почти нет. Поэтому малоэтажку пока и нельзя подвести под контроль СРО. Как только стандарты будут разработаны, малоэтажные дома смогут строить только члены СРО Вы помните кампанию с отменой лицензирования. Это было совсем недавно. Она имела смысл, были вменяемые аргументы: строительство и так на всех уровнях и на всех этапах контролируется и перепроверяется. а качество все равно очень низкое. дополнительный барьер ничего не исправит. Контролирующие органы не собираются ничего контролировать, они просто создают безвыходные условия для девелопера, он вынужден платить. А сильно поистрепавшись на этих расходах , он вынужден экономить на качестве. То есть эти барьеры имеют обратное действие. А СРО – это очередная новая статья расходов, подъемная, но неприятная. И поскольку в условиях кризиса цене квадратного метра расти некуда и переложить эту расходы на цену не получится – придется ужиматься в расходах.
И его опасения уже подтверждаются. По запросу «саморегулируемые организации» любой поисковик выдаёт массу ссылок на сайты, где обещают помощь с вступлением в СРО «быстро, за минимальные деньги и с минимальным набором документов». Вступив в члены любой заштатной организации в провинции, строить, теоретически, можно и в Москве; Кошман считает это серьезной недоработкой авторов закона. Он уверен, что выдачу допусков к работам государство должно было оставить за собой. Обязательного членства в СРО пока избежали разве что компании, которые занимаются малоэтажным строительством. Председатель совета директоров компании Rodex Group Антон Данилов-Данильян говорит, что пока удалось убедить чиновников и законодателей не распространять общую схему на этот рынок.
Мы успели фактически вывести малоэтажное строительство из Градостроительного кодекса в этой части. Хотя попытки урегулировать вопрос с малоэтажным строительством и саморегулируемыми организациями всё равно будут. Однако огромное количество малоэтажек строится силами бригад шабашников, как их называли в советское время. Так вот, их просто невозможно отрегулировать. Это всегда будет чёрный рынок. И пытаться бессмысленно. Если вы будете пытаться регулировать официальные строительные конторы, то закончится это тем, что они станут неконкурентоспособными по отношению к «шабашкам» и на этом их деятельность на официальном поле закончится. Но кажется удалось убедить. Те крупные организации, которые занимаются коттеджным строительством, всё равно будут в поле СРО, но всё остальное туда точно не попадёт, просто люди не захотят платить ни компенсационных взносов, ничего. Но те, кто строит организованные посёлки: с единым архитектурным замыслом, единой огороженной территорией, подведённой инфраструктурой (вода, дороги, свет, газ, it-телефония), такие застройщики будут входить в СРО по определению – их очень легко проверять, им деваться некуда. Но зато у их посёлков есть преимущество перед «шанхаем», то есть неорганизованным строительством. Неорганизованное строительство невозможно загнать в СРО. Они всегда будут в чёрном поле.
о размере компенсационного взноса для малого бизнеса и схемах ухода от участия в СРО:
Они просто не будут там участвовать, они будут работать нелегально. А если соответствующие СРО захотят их всё-таки туда включить, то им придётся уменьшать порог вступительного взноса и компенсационного взноса.
о том, насколько сократится число строительных компаний на московском рынке из-за введения СРО:
Вам нужен содержательный или статистический ответ? Содержательный – не сократится, просто часть будет работать нелегально, часть найдет способы обхода. А если нужен статистический, то вопрос не ко мне, потому что статистически они сейчас гибнут вследствие кризиса, а не из-за действия закона о СРО. И всегда, когда вы видите некоторое количество умерших предприятий, вы никогда толком не поймёте, от чего они умерли: от СРО или от кризиса. А кризис в сфере девелопмента будет продолжаться ещё минимум два года.
ведёт ли закон о СРО к полному госрегулированию строительной отрасли:
В принципе, закон о саморегулируемых организациях – это как раз противоположная тенденция. Организация процедуры допуска на рынок СРО формально государству никак не подчиняется. Поэтому здесь нельзя так однозначно увязывать. Можно говорить о совершенствовании системы СРО в строительстве. Я согласен с Анваром Шамузафаровым: надо продолжать дифференцировать строительные секторы, размеры компаний и виды их деятельности. И на этом пути естественным образом выделятся те секторы, где крупные компании не нужны по определению. Это и сервис, и много чего ещё. Когда-нибудь рынок, возможно, толкнёт их в сторону концентрации, но пока этого нет, не нужно прибегать к соответствующим побудительным мотивам и давлению. Сейчас таким побудительным мотивом является закон о СРО. Вместо того, чтобы сделать дифференцированный подход, в конечном счёте получат лишь некоторое увеличение чёрного сектора и не более того.
Я всегда обожал цитату Фридриха Энгельса (это сейчас не модно, но я всегда её любил): «Не надо биться над взращиванием того, что расти не хочет. Нужно лишь помогать расти тому, что расти желает». В нашей ситуации и в нашей стране надо следовать этому принципу. Не надо пытаться регулировать всё. Наоборот – надо установить довольно жёсткую ответственность за нарушение прав третьих лиц: за аварии, ущербы и прочее… Но не регулировать саму деятельность. Не важно при этом: продукция ли это, процессы производства или ещё что-нибудь... Вот это моё глубочайшее убеждение. Но при этом должно быть жёсткое наказание за ущерб. Не за конкретные нормы безопасности, а именно за нанесённый ущерб. Ведь нет норм ответственности за ущерб.
Вот Запад давно это осознал. Я когда-то прочитал программу одной Баварской партии, там очень интересно об этом написано. Там сказано, что германское общество становится всё менее конкурентоспособным из-за избыточной самоподстраховки. То есть мы вводим слишком много норм. И не нужно нормами сдерживать свободу предпринимательской активности. Нужно налагать ответственность. С тем, чтобы, прежде чем ту или иную активность проявлять, в ходе её проявления каждый предприниматель думал бы о последствиях. Но именно сам бы думал. не вследствие навязанных сверху норм, а именно исходя из собственного представления о риске, который возникает в части использования новой технологии, нового механизма управления – не важно… Но когда он некую инновацию вводит, чтобы ему никто не мешал. И пусть думает о последствиях. Вот этот путь для России, в которой не любят соблюдать законы, как в известной поговорке «жёсткость законов компенсируется необязательностью их исполнения» – это про нас. Но почему-то Запад это понял и двигается в этом направлении, а мы наоборот. Делаем вид, что мы суперпротестантская держава, и всё вводят и вводят нормы… И вместо того, чтобы упрощать ситуацию и вводить ответственность, пытаются сами регулировать то, что регулировать не нужно. Вот это мой подход.
Огромное количество частных домов строится силами бригад, у которых нет юридического лица. А их просто невозможно отрегулировать. Это всегда будет чёрный рынок. Но Шамузафаров уверен, что его тоже надо регулировать; вероятно, рано или поздно без членства СРО нельзя будет строить и дачи. «Где, с учётом кризиса и падения доходов в строительной отрасли, я единовременно могу взять полмиллиона рублей, чтобы отдать их за членство в СРО?», – возмущается владелец небольшой строительной компании. Он рассказал корреспонденту Slon.ru, что способ избежать вступления в СРО и при этом остаться на рынке, есть. Он не очень легальный, но он дешевле вступления в саморегулируемую организацию. Получив заказ и подписав предварительный договор, достаточно обратиться к знакомому топ-менеджеру из крупной строительной компании, и за определённый процент от стоимости проекта обо всём договориться: крупная компания предоставит свои документы, подтверждающие членство в СРО для заказчика, а работы на объекте будут осуществлять другие люди. «Уже установился стандартный тариф на такую услугу – он равен 10% от суммы сметы», – рассказывает бизнесмен. За все надо платить, а особенно – за национальные особенности борьбы с бюрократией.
0
http://www.slon.ru/articles/237355/