Майкл Фертик

Майкл Фертик

Майкл Фертик – один из основоположников малоизвестного пока в России, но быстро растущего в США рынка online reputation management (ORM). Его компания Reputation.com помогает клиентам защищать личную информацию в интернете, предотвращать ее распространение, анализировать репутационные риски в Сети и сокращать их. В интервью Slon Фертик рассказывает, как мы потеряли контроль над информацией о своей жизни, и что нужно сделать, чтобы вернуть его себе.

• • •

– Почему наша личная информация всегда под угрозой?

– Важно защищать не столько честное имя – этим пусть занимаются адвокаты в судах, сколько свое право на личную информацию и ее интерпретацию. Репутация – это наша собственность, которую периодически у любого из нас пытаются отнять.

У нашей компании уже есть статистика, которую мы целенаправленно собираем последние три года. Каждый квартал мы находим около пятисот добровольцев из разных стран, с разным уровнем достатка, с разными профессиями и с разным вовлечением в интернет-среду. Наша задача в том, чтобы за три дня с помощью исключительно легальных методов поиска информации в Сети получить максимум сведений о пользователе-добровольце. Это не звезды, не известные политики, не топ-менеджеры, это обычные люди, для которых проблема защиты личной информации стоит на десятом месте, многие про это даже не задумываются и уверены, что никому не интересны.

Так вот, статистика показательная: еще в 2011 году в половине случаев мы могли нарисовать лишь усредненный портрет добровольца. Индекс его «информационной наготы», если использовать нашу внутреннюю терминологию, составлял около 25–35%. То есть если взять всю возможную информацию о нас, личную и профессиональную, то лишь около 25–35% фактов из нее относительно легко добывались профессионалами с помощью интернет-инструментария. 

Уже в 2013 году в 57% случаев индекс «информационной наготы» составлял 40%. Сейчас заканчивается очередной этап исследования, и я уверен, что по итогам 2014 года мы увидим, что индекс достиг 50%. Это очень быстрый процесс, который мы не в силах остановить. 

Сегодня любят рассуждать о том, как человек становится заложником технологий, как его заменят роботы. Но самым актуальным результатом технологической революции становится то, что мы больше не принадлежим самим себе. Точнее, как минимум половина каждого из нас уже принадлежит другим.

– Как можно найти информацию о любом из нас?

– Социальные сети – это первый и самый понятный пласт информации. Хотя этот источник нельзя назвать самым очевидным. По статистике, примерно треть пользователей предпочитают поддерживать свои аккаунты в соцсетях в режиме friends only, и легально получить доступ к такой информации практически невозможно. Хотя и в этом случае при желании можно найти законный путь: например, если пользователь играл с настройками и на некоторое время выводил  часть записей в паблик, с помощью последних программных разработок в области мониторинга кэша можно поймать уже закрытые записи. 

Намного важнее личных социальных сетей социальные сети родственников, друзей, коллег, знакомых и даже просто случайных людей. Они пылесосят факты из вашей жизни намного лучше, чем вы сами. В большинстве случаев профессиональный рисечер, нарисовав круг личного и делового общения пользователя, способен по крупицам восстановить хронологию вашей жизни за несколько лет. Обычно шаг хронологии – неделя, но все чаще удается восстановить ее и по дням. И это я говорю про те случаи, когда сам пользователь придерживается предельно аккуратной стратегии активности в интернете и сам не имеет каких-либо публичных аккаунтов. 

С помощью определения сети общения, даже не используя информацию, размещенную самим пользователем, определяется дата рождения, место жительства, семейный статус, уровень дохода, сексуальная ориентация, даже эмоциональное состояние. 

Есть закон: друг исследуемого пользователя в фейсбуке, относящийся к первому кругу его общения, как источник нужной информации в два с половиной раза информативнее, чем сам пользователь. Другие рассказывают о нас гораздо больше, чем мы сами. 

Пласты для поиска следующего уровня – потребительские сайты, сайты интернет-магазинов, где неизбежно остается пользовательский след.