Йог сдался. Известный в Индии наставник и популяризатор йоги гуру Свами Рамдев прекратил голодовку против коррупции и грязных денег, сделав под вспышки фотоаппаратов несколько глотков фруктового сока. 14 июня Рамдев (последователи которого пугали прессу, что он вот-вот опять начнет голодать) вышел из больницы города Дехрадун, пообещав врачам сначала восстановить здоровье, а уже потом, если будет желание, продолжать борьбу с «грешными деньгами» и взяточничеством. Особенно возмутила почитателей гуру рекомендация медиков забыть на время восстановления про йогу – никаких дыхательных упражнений и поз лотоса, только диета и строгий покой. Сам баба (духовный наставник), впрочем, не теряет боевого духа и обещает вернуться к борьбе. «Война голодовок», участником которой выступил Рамдев, стала главным событием традиционно спокойного лета: в мае и июне индийская столица замирает, усыпленная 40-градусной жарой. Это время считается мертвым сезоном и в политике, но баба Рамдев смог его оживить. В общем, настоящий бой-баба.
ДВА МУДРЕЦА
Скандал в индийской столице начался 4 июня, когда известный гуру и пропагандист йоги (он даже ведет собственную телепрограмму для тех, кто хочет стать настоящим йогином) Свами Рамдев объявил о начале бессрочной голодовки. Гуру объяснил, что только так можно победить коррупцию, которая, по мнению не только духовных учителей, но и практически всей Индии, способна погубить страну. Требования проповедника индуизма и, как все баба, сторонника ненасилия оказались на удивление радикальными: смертная казнь взяточникам и национализация всех незаконно вывезенных за границу «коррупционных денег». На призыв йога откликнулись несколько десятков тысяч человек: в районе столичной площади Рамлила в считанные часы появился лагерь противников грязных денег. Толпы (по некоторым оценкам – более 50 000) создали пробки на столичных улицах, многие собирались голодать вместе с гуру. Вообще-то планировалось, что Рамдев будет принят кем-то из правительства, и что возможно стороны договорятся, и власти заявят о готовности победить коррупцию. Злые языки даже утверждали, что вся это голодовка – просто пиар акция: и гуру, и правительству нужно было паблисити. Властям – показать, что они слышат голос народа, а гуру – что громче всех слышен его голос. Но что-то пошло не так: то ли история про секретный сговор с властями оказалась не совсем верна, то ли баба проявил чрезмерную принципиальность, но договориться у них не получилось. После этого в первую же ночь «лагерь голодных» разогнал спецотряд полиции – аналог нашего ОМОНа. Сам гуру пытался сбежать в женской одежде, но полицейские довольно легко его вычислили: трудно прикинутся женщиной, если у тебя окладистая черная борода, пусть даже скрытая под платком. По решению властей йога выслали из Дели, поскольку «его акция нарушает нормы безопасности». Гуру препроводили в его собственный ашрам (резиденцию духовного учителя) в городе Харидваре. Борьба против черных денег быстро превратилась в столь популярные в Индии телесериалы. Возмутитель спокойствия обвинял власти в колониальных методах: «Вся Индия запомнит этот черный день!» В ответ власти сообщили, что состояние гуру – около $250 млн. Деньги, вроде как, заработаны гуру на торговле аюрведическими препаратами с его именем. Власти также обвинили йога в желании пролезть в большую политику. Тем временем йог продолжил голодовку уже сидя в своем ашраме, и его последователи сообщили журналистам, что Рамдев «начал худеть». В конечном счете власти не выдержали и распорядились отправить духовного учителя в больницу, что полиция и сделала. Таким образом, йог (о которых Высоцкий пел, что они могут ничего не брать в рот год), продержался без еды девять дней. А на 11-й день после начала протеста, 14 июня, вышел из больницы. Дозвониться борцу с коррупцией журналистам практически невозможно, он теперь пишет одно за другим воззвания для своих сторонников. Но далеко не всегда такая борьба заканчивается благополучно. Когда пресса круглосуточно дежурила у палаты Рамдева, в той же самой больнице лежал другой йог, увы, не столь известный и без собственной телепрограммы – Свами Нигамананда. Он голодал против загрязнения священной для индуистов реки Ганг. Гуру требовал прекратить добычу камня, песка и вообще горные работы по берегам священной реки, особенно в районе религиозных центров – городов Харидвар и Ришикеш. Борьбу Нигамананды тоже можно назвать борьбой против коррупции. Он утверждал, что работы идут незаконно, по произволу подкупленных местных властей. Голодовку йог начал19 февраля, а 30 апреля, когда здоровье гуру серьезно ухудшилось, его привезли в больницу, но и там он отказался есть. 2 мая, после 73 дней без пищи, Нигамананда впал в кому, из которой врачи так и не смогли его вывести. Он умер в тот самый день, когда Свами Рамдев вышел из больницы под объективами телекамер. Всего, вместе с периодом комы, Свами Нигамананда продержался 115 дней. Работы на реке Ганг так и не прекратились.
ГОЛОДНЫЕ ВОИНЫ
Голодовки в политическую практику Индии ввел еще Махатма Ганди во время борьбы за независимость. Собственно, ни легендарные индийские цари древности, вроде Чандрагупты, ни Великие Моголы в еде себе никогда не отказывали, и чуть что, хватались за меч. Ганди первый понял, что если противника нельзя победить силой, то нужно заставить его испытывать стыд. И ему это блестяще удалось, отчасти потому, что противником Махатмы выступала Британская империя с ее демократическими традициями. Поэтому, когда Ганди, оказываясь в тюрьме по обвинению в антианглийской пропаганде, объявлял голодовку, об этом немедленно узнавала вся Индия, да и вся Европа. Ганди понял и другое: важно кто и против кого голодает. Другими словами, этого человека должны знать люди, а его противник должен иметь хоть какое-то сострадание. Это то, чего не учел, решаясь на свой мужественный поступок, Свами Нигамананда. О его голодовке мало кто знал, Индия заговорила о ней только после его смерти. А дельцы от песка и щебенки, похоже, вообще с состраданием не знакомы. Однако принципы голодовки, сформулированные еще во времена британцев, хорошо уяснили современные индийские политики. Не случайно каждая «голодная акция», в которой принимает участие более-менее заметный политик, обставляется теперь как телешоу. Обязательные атрибуты, помимо самого голодающего, – это представители прессы, лагерь сподвижников и разнообразные политические хэппенинги, типа сожжения символического мешка с нечестными деньгами или попытки соорудить Храм Бога Коррупции – чтобы все знали, кому поклоняются чиновники. В этом году «голодную войну» первым начал довольно известный общественный деятель Анна Хазаре. Еще в апреле, до наступления жары, он объявил в Нью-Дели бессрочную голодовку. Требования Хазаре, впрочем, были более реалистичными, чем призыв йога Рамдева «немедленно вернуть все грязные деньги». Хазаре добивался скорейшего принятия комплексного закона о борьбе с коррупцией (который обещают индийцам еще со времен Индиры Ганди), а главное – включить в группу, которая ведет работу над законопроектом, независимых экспертов. Протест Хазаре был услышан, через несколько дней голодовки власти согласились выполнять его требования. Общественность обвиняла власти, что те записали в группу по работе над законом о борьбе с коррупцией «самых коррумпированных чиновников». Инициативная группа, которую представлял Хазаре, добилась-таки, чтобы над законом работали известные юристы не от власти. Теперь все ждут «муссонной» сессии парламента (она открывается во второй половине лета, когда на Дели обрушиваются муссонные ливни). На ней закон, как обещают, должен быть принят. Но главное, чего, пожалуй, поначалу не ожидали власти, это тот резонанс, который вызвала акция Хазаре. К голодающему начали прибывать делегации со всей Индии, к нему присоединялись все новые участники протеста. Вокруг дежурили телекамеры и репортеры всех более-менее заметных газет. Я видел, как к месту, где сидел Хазаре, учитель местной школы привел свой класс: «Смотрите, дети, этот человек голодает за ваше будущее!» Дети, вытягивая шеи, пытались за толпой сторонников разглядеть того самого Хазаре, о котором не умолкали местные телеканалы. Когда в июне свою голодовку начал йог Рамдев, Анна Хазаре тоже провел небольшую демонстративную «голодовку солидарности» с гуру. Он не ел восемь часов в присутствии журналистов. Но на этот раз реакция на протест была менее единодушной. «Анна не ел с 10 утра до 6 вечера. Я так не ем каждый день, как и многие клерки в этом городе, но меня почему-то не показывают по телевизору!», – возмущенно заявлял журналистам индийский мультипликатор Шашанк Гогой. Отношение к голодающим действительно неоднозначное. Многие считают это обычным пиаром. Мол, сначала политик заявил о себе, теперь вот – йог. Но скандалы с этими протестами прояснили одно – коррупция в Индии достала всех. Взятки, откаты, перевод черных средств за границу… В общем, все нам хорошо знакомо. В этой связи особенно интересно звучит последняя новость про бабу Рамдева: по данным некоторых СМИ, йог-обличитель коррупции в июле собирается в Россию. Впрочем, он едет пропагандировать йогу, а не голодать против коррумпированных чиновников. Во всяком случае, устроить лагерь голодных противников коррупции рядом с Красной площадью ему точно не позволят. Особенно, если он решит голодать 31 числа…