В ближайшие дни на МАКС-2011 каждый может вживую полюбоваться на крупнейший в мире авиалайнер А380: махину с максимальной взлетной массой в 560 тонн, размахом крыла почти 80 и высотой 24 метра. А если состоится сделка между «Аэрофлотом» и Airbus, то несколько таких «ласточек» станут летать в России на постоянной основе.
По информации «РБК daily», на МАКСе стороны планируют подписать меморандум о создании совместной рабочей группы по проработке перспектив и условий поставки самолетов А380 (сегодня факт переговоров подтвердил вице-президент Airbus Кристофер Бакли). «В рамках данной группы специалисты «Аэрофлота» и Airbus проанализируют возможную маршрутную сеть, на которой может эксплуатироваться данный самолет, и требования наземной инфраструктуры базового аэропорта», – утверждает источник газеты. По его словам, перевозчик рассматривает возможность приобретения пяти А380 со сроком поставки с 2015 года. Все самолеты закупаются с прицелом на чемпионат мира по футболу. Каталожная цена такого лайнера составляет $375 млн, то есть общая сумма сделки может превысить $1,8 млрд.
Вроде бы логично: подготовить «Шереметьево» к приему А380 не так уж проблематично. У самого «Аэрофлота» месяц назад появилась амбициозная стратегия до 2025 года, которая предусматривает увеличение пассажироперевозок с нынешних 20 до 70 млн человек в год (чтобы не остаться «локальной региональной компанией», а «войти в европейский топ-5») – самый большой в мире авиалайнер должен помочь в достижении этой цели. В России к тому моменту даже начнут появляться полноценные авиахабы – заявку делают «Домодедово» и все тот же «Шереметьево». А наличие хабов чрезвычайно важно для А380, который предназначен именно для рейсов между ними: набрать 500–800 пассажиров на обычном маршруте малореально.
Но все-таки для «Аэрофлота» основная цель этого меморандума пока что лежит в иной плоскости, чем покупка А380. Его стратегия предполагает парк судов, в котором 40% приходится на отечественную технику, остальное примерно пополам распределено между Boeing и Airbus. В то же время всем авиакомпаниям приходится лавировать между двумя этими крупнейшими поставщиками, пытаясь выбить из них лучшие условия, – и «Аэрофлот» не исключение. На прошедшем в начале лета Le Bourge российский перевозчик заявил о резком ухудшении взаимоотношений с Airbus, который продавал ему большинство самолетов. И получил очень хорошую скидку от Boeing: корпорация поставит «Аэрофлоту» 8 машин 777-300 вместимостью в 380 пассажиров за $1,15 млрд при каталожной цене в $2,3 млрд. Теперь пришло время мириться с европейцами. Проще всего это сделать, поманив возможностью сделки по А380 – самолету, на который Airbus делает основную ставку, и спрос на который ажиотажным не назовешь.
Место | Компания | Страна | Перевезено пассажиров 2010 году, млн | Изменение за год, % | Изменение за 2 года, % |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Delta Air Lines United Airlines Southwest Airlines American Airlines Lufthansa China Southern Airlines Ryanair Air France-KLM China Eastern Airlines US Airways | США США США США Германия Китай Ирландия Франция–Нидерланды Китай США | 162,61 145,55 130,95 105,16 90,17 76,50 72,72 70,75 64,88 59,81 | 1,0 78,8 29,2 22,7 17,8 15,4 11,4 -0,9 47,3 1,5 | 53,3 68.4 28,5 13,4 27,8 32,0 26,1 -4,2 74,3 -4,5 |