В ближайшие дни на МАКС-2011 каждый может вживую полюбоваться на крупнейший в мире авиалайнер А380: махину с максимальной взлетной массой в 560 тонн, размахом крыла почти 80 и высотой 24 метра. А если состоится сделка между «Аэрофлотом» и Airbus, то несколько таких «ласточек» станут летать в России на постоянной основе.

По информации «РБК daily», на МАКСе стороны планируют подписать меморандум о создании совместной рабочей группы по проработке перспектив и условий поставки самолетов А380 (сегодня факт переговоров подтвердил вице-президент Airbus Кристофер Бакли). «В рамках данной группы специалисты «Аэрофлота» и Airbus проанализируют возможную маршрутную сеть, на которой может эксплуатироваться данный самолет, и требования наземной инфраструктуры базового аэропорта», – утверждает источник газеты. По его словам, перевозчик рассматривает возможность приобретения пяти А380 со сроком поставки с 2015 года. Все самолеты закупаются с прицелом на чемпионат мира по футболу. Каталожная цена такого лайнера составляет $375 млн, то есть общая сумма сделки может превысить $1,8 млрд. 

Вроде бы логично: подготовить «Шереметьево» к приему А380 не так уж проблематично. У самого «Аэрофлота» месяц назад появилась амбициозная стратегия до 2025 года, которая предусматривает увеличение пассажироперевозок с нынешних 20 до 70 млн человек в год (чтобы не остаться «локальной региональной компанией», а «войти в европейский топ-5») – самый большой в мире авиалайнер должен помочь в достижении этой цели. В России к тому моменту даже начнут появляться полноценные авиахабы – заявку делают «Домодедово» и все тот же «Шереметьево». А наличие хабов чрезвычайно важно для А380, который предназначен именно для рейсов между ними: набрать 500–800 пассажиров на обычном маршруте малореально. 

Но все-таки для «Аэрофлота» основная цель этого меморандума пока что лежит в иной плоскости, чем покупка А380. Его стратегия предполагает парк судов, в котором 40% приходится на отечественную технику, остальное примерно пополам распределено между Boeing и Airbus. В то же время всем авиакомпаниям приходится лавировать между двумя этими крупнейшими поставщиками, пытаясь выбить из них лучшие условия, – и «Аэрофлот» не исключение. На прошедшем в начале лета Le Bourge российский перевозчик заявил о резком ухудшении взаимоотношений с Airbus, который продавал ему большинство самолетов. И получил очень хорошую скидку от Boeing: корпорация поставит «Аэрофлоту» 8 машин 777-300 вместимостью в 380 пассажиров за $1,15 млрд при каталожной цене в $2,3 млрд. Теперь пришло время мириться с европейцами. Проще всего это сделать, поманив возможностью сделки по А380 – самолету, на который Airbus делает основную ставку, и спрос на который ажиотажным не назовешь. 

«Аэрофлот» хочет в высшую лигу авиаперевозок
МестоКомпанияСтранаПеревезено пассажиров
2010 году, млн
Изменение
за год, %
Изменение
за 2 года, %
10
Delta Air Lines
United Airlines
Southwest Airlines
American Airlines
Lufthansa
China Southern Airlines
Ryanair
Air France-KLM
China Eastern Airlines
US Airways
США
США
США
США
Германия
Китай
Ирландия
Франция–Нидерланды
Китай
США
162,61
145,55
130,95
105,16
90,17
76,50
72,72
70,75
64,88
59,81
1,0
78,8
29,2
22,7
17,8
15,4
11,4
-0,9
47,3
1,5
53,3
68.4
28,5
13,4
27,8
32,0
26,1
-4,2
74,3
-4,5
ИСТОЧНИК: World Air Transport Statistics, расчеты Slon.ru