Как сообщает Financial Times, социальная сеть Facebook собирается отложить первичное размещение своих акций, которое предварительно было запланировано на апрель 2012 года. По данным издания, глава Facebook Марк Цукерберг переносит проведение IPO на сентябрь или даже на конец следующего года.
Почему осторожничает Цукерберг? Ниже основные версии.
Испугался кризиса
Источники в самой компании это отрицают, но симптомы нового витка экономического кризиса все же могли повлиять на решение Цукерберга отложить IPO. Еще летом аналитики предостерегали хайтек-компании от преждевременных шагов на фондовом рынке: «Успешное IPO LinkedIn – последнее в этом году, когда результаты публичного размещения заметно превысили первоначальные прогнозы аналитиков. Экономическая ситуация успокоит инвесторов как минимум до весны следующего года, когда будут понятны последствия экономической дестабилизации – в том числе для сектора хайтек». Другие интернет-компании, Groupon и Zynga, решили повременить с выходом на биржу именно по экономическим соображениям. Говорят, Цукерберг не очень верит аналитикам и предпочитает доверять своей интуиции. Возможно, это тот случай, когда мнения экспертов совпали с предчувствиями главы Facebook
Хочет удержать сотрудников
По версии источников Financial Times, решение Facebook отложить IPO обусловлено исключительно внутренними причинами и никак не связано с динамикой рынка. Цукерберг пытается удержать ключевых сотрудников, которые могут рассчитывать на хорошие опционы в результате IPO. Они, считает Цукерберг, должны концентрироваться на развитии продукта, а не думать о выплатах. Некоторые менеджеры и разработчики Facebook давно рассчитывают реализовать свои доли в компании, считая, что она достигла пика своей стоимости. Еще в апреле стало известно, что группа ранних инвесторов намерена продать пакет акций компании на сумму около $1 млрд. Эта новость стала сигналом и для других обладателей акций социальной сети. Теперь сигнал им посылает Цукерберг: хватит думать о деньгах, займитесь делом!
Хочет добить Google+
Появление Google+ спровоцировало масштабный апгрейд Facebook. Не так давно в соцсети изменили настройки приватности. Вчера стало известно, что она внедряет новые опции для группировки друзей – очень похожие на «круги» Google+. Наконец, в Facebook появилась новая функция Subscribe, которая позволяет пользователям подписаться на сообщения других участников сервиса, даже если они не являются их друзьями, – и это тоже «привет» конкуренту. По версии Business Insider, Марк Цукерберг надеется, что в течение следующего года Facebook окончательно докажет прочность своих позиций и несостоятельность амбиций Google на рынке социальных сетей. Это станет благоприятным фоном для выхода на IPO. «Инвесторам нравится, когда конкуренты стоят на коленях», – комментирует издание.
Ждет $5 млрд выручки
У Facebook все хорошо с финансовыми показателями, но Цукерберг хочет, чтобы стало еще лучше. По прогнозам, в этом году выручка социальной сети превысит $4 млрд – более чем в 2 раза выше аналогичного показателя за 2010 год. При этом менеджмент компании рассчитывает на совсем уж рекордные показатели в следующем году. По данным Zdnet, Цукерберг поставил внутреннюю планку: выход на IPO возможен только после того, как компания добъется выручки в $5 млрд. А, по прогнозу eMarketer, рекламная выручка Facebook может достигнуть этой планки только к концу следующего года.
Ненавидит волокиту
Обаятельную версию, объясняющую осторожность Марка Цукерберга, предложила консультант по IPO Лиза Байер. Она считает, что глава Facebook просто страшно не любит любую волокиту, которая неизбежна при организации публичного размещения. «Существует столько всего, чего вам не нужно делать, пока вы не стали публичной компанией. Это и телефонные разговоры с инвесторами, и собрания акционеров. В настоящее время Facebook не испытывает потребности в деньгах. Компания выйдет на IPO тогда, когда будет готова, и когда это действительно будет необходимо. Зачем мучить себя раньше времени?» По словам Байер, IPO сильно формализует бизнес-процессы в любой компании. Цукерберг понимает, что Facebook этого тоже не удастся избежать, и до предела оттягивает решение о выходе на биржу, спасая компанию от «финансовых бюрократов».