В рамках показа спектакля «Узбек», речь в котором идет о судьбе узбекского мигранта в России, в Сахаровском центре состоялась дискуссия «Почему мигрант не дошел до театра?». Slon публикует фрагменты этой дискуссии.

Сергей Абашин, доктор исторических наук, заведующий сектором Центральной Азии Института этнологии и антропологии РАН

Когда мы говорим о мигрантах, сразу возникает некий стереотип: и личный, и информационный, существующий в пространстве СМИ, в каких-то произведениях искусства. Этот стереотип нужно разрушать. Вообще, мигрант — странное слово. Это человек движущийся, пересекающий какие-то границы: административные, культурные. И если задуматься, то мы все здесь мигранты.

Многих людей, приехавших сюда из других стран, в том числе стран бывшего Союза, мы и не воспринимаем как мигрантов. Среди них есть масса талантливых личностей: писателей, художников, актеров. Например, у меня за последнее время было два аспиранта из Таджикистана. Никому и в голову не придет назвать их гастарбайтерами. Поэтому, мне кажется, миграция — это не просто какая-то группа «рабов»: это скорее образ, стиль жизни, нынешнее состояние глобального мира, в котором все постоянно находится в движении.