Открытие, которое каждый из нас совершает с возрастом: Новый год пахнет не только мандаринами, но и деньгами. Чаще всего эти нотки в его аромате тревожные: по опросам, россияне тратят во время праздников суммы, сопоставимые с их месячными зарплатами, и это вовсе не от хорошей жизни. Но запах денег может быть и приятным, если подготовиться к празднику загодя – например, начать прямо сейчас.

За два месяца до 31 декабря Slon составил список самых интересных новогодних бизнес-идей и добавил к ним несколько собственных предложений. 

Социальные приложения
Бизнес-идея № 1 – сделать приложение в социальной сети, пользователи которого могли бы обмениваться подарочными сертификатами, дисконтными картами и тому подобными купонами. Когда речь заходит о значительных покупках – бытовой технике, одежде, парфюмерии – мы всегда ищем среди знакомых людей, которые могли бы обеспечить скидку. Представьте, что в социальных сетях уже существует место, где эта проблема решается с помощью пары щелчков мыши: вы просто выбираете нужный магазин или вид товаров, и база данных выдает вам список друзей с дисконтными картами. Или друзей друзей, или просто незнакомых, но добрых самаритян, живущих неподалеку. За счет внутренней рекламы монетизировать приложение будет сложно – у того же «Вконтакте» совершенно драконовские поборы с подобных сделок. Но можно попробовать другую модель – зарабатывать за счет подписки, микротранзакций, комиссионных от сделок или участия в оффлайн-акциях магазинов-партнеров.

Кадровое агентство
Перед праздниками многие люди (и студенты) не прочь подзаработать. А бизнес и обеспеченные частные лица нуждаются в лишних руках для несложной работы, которую в американских фильмах обычно выполняют несчастные ассистенты, – доставка посылок, уборка снега, надувания воздушных шаров, обслуживания корпоративов, тиражирования поздравительных открыток, и так далее. Идея для нового года №2 – организовать что-то вроде кадрового агентства для найма людей на такого рода сезонную работу. Энтузиастов можно будет набрать из друзей в социальной сети, там же можно создать страницу-визитку, отыскать потенциальных клиентов и получить заказы. Серьезных денег такой бизнес на стыке волонтерства и работорговли в первом сезоне не принесет. Но если почувствуете спрос, то почему бы не расшириться к следующим праздникам и не начать продавать более редкие таланты своих кадров – скажем, умение проникать в дома через трубу?

Ликвидаторы елок
Самый печальный новогодний ритуал – избавление от елок, превращающихся из нарядного праздничного тотема в истерзанные голые палки в сугробах перед домом, за которыми вот-вот придет мрачный дворник-паромщик и переправит на тот свет... Довольно лирики: любой массово практикуемый ритуал можно монетизировать или, хотя бы, рационализировать. Как минимум, можно позаботиться о том, чтобы древесина не сгинула на свалке, а еще немного послужила обществу – например, в качестве топлива для печей. А процесс прощания с гостьей превратить в сказку для детей – пусть, скажем, за ней ровно в полдень приедут специально обученные эльфы. Попробуйте разыграть карту социально-ответственного и экологически-дружелюбного потребления: обещайте клиентам сажать от их имени деревья, а дрова раздавайте заинтересованным лицам в русских селениях. 

Шоппинг-блог
Идея понадежнее – запустить блог или целый сайт об интересных подарках в вашем городе. Ходите по магазинам, запоминайте цены, пишите обзоры, фантазируйте о том, кому именно можно было бы вручить тот или иной презент. Немного писательского таланта Кэрри Брэдшоу и маркетинговых коммуникаций через Интернет – и у блога появятся подписчики и локальные рекламодатели. Кто-то из них раскошелится на баннеры, а кто-то захочет использовать ваш ресурс для прямого стимулирования сбыта: как с сервисами купонных скидок, только без такого грабительского процента, и с четким пониманием, кто именно стал участником акции благодаря привязке сайта к социальным сетям. Еще лучше – если это будет полноценное СМИ с user-generated content, и любой читатель, увидев где-то интересную вещь, сможет написать о ней и отметить на интерактивной карте города место, где ее можно купить. Вариантов развития идеи много, праздников в году – тоже, а на рынке просторно. Большинство таких медиа пока ориентируется на федеральную аудиторию и пишет не о конкретных городах, а о всяческих гаджетах, которые только по почте и закажешь. 

Исполнители желаний
Интересный факт о New Year's resolutions: в выполнимость данных себе в канун Нового года обещаний верит всего 52% будущих клятвопреступников. А достигает поставленных целей, по разным исследованиям, от 12 до 22% людей. Причем в экспериментах принимали участие сильно мотивированные личности, всерьез решившие улучшить качество своей жизни. Оказалось, что мужчины преуспевают в исполнении новогодних желаний вдвое чаще, чем женщины. Во-первых, они склонны ставить перед собой менее заоблачные цели. Во-вторых, мужчины уделяют бОльшее внимание конкретным и измеримым показателям своего прогресса. Есть подозрение, что предприниматель, который найдет способ помочь людям выполнять новогодние заветы эффективнее, обогатится. Как именно это сделать, правда, не совсем ясно. Возможно, стоит создать специальный ресурс, пользователи которого бы публиковали свои обещания, а потом в течение года отчитывались о проделанной работе под присмотром консультантов и многотысячной группы поддержки.

Снегурочки по вызову
Спокойствие, мы – о нянечках и сиделках. В декабре детей не с кем оставить, а надо успевать разбираться с авралами на работе и покупать подарки. А в январе появляются возможности для поездок и сыплются приглашения на вечеринки. Агентства домашнего персонала, которым первым придет в голову натренировать для таких случаев «тематических праздничных нянь», могли бы заметно выделиться на фоне конкурентов. Предвкушение Нового года и торжественные зимние каникулы – отличный мотиватор для детей. Почему бы сиделкам не использовать этот энтузиазм для образования и воспитания – читать вместе новогодние книжки, смотреть хорошие мультфильмы и кино, учиться решать тематические задачки про то, как за одну ночь с помощью 10 оленей перевезти 100 подарков из Великого Устюга во Владивосток. 

Печать праздника
Цифровые изображения и социальные сети должны были окончательно расправиться с печатными фотоальбомами, но вместо этого превратили их в продукт статусного потребления. Такие сайты, как www.shutterfly.com, хорошо зарабатывают на печати книг по мотивам праздничных похождений своих клиентов. Поставьте эксперимент: сверстайте вместе все новогодние фото ваших друзей, придумайте для них интересную сюжетную драматургию («31-го декабря, сидим в бане. Пытаемся вспомнить, кто из нас летит в Таиланд»), снабдите снимки остроумными комментариями в духе журнала MAXIM и спросите у фигурантов, готовы ли они купить себе такую книгу. Главный минус идеи: аудитория издания всегда будет ограничена числом людей в дружеской компании, а в любой типографии малые тиражи не жалуют. Контраргументы: самиздат, корпоративные клиенты и альбомы, нацеленные на большую аудиторию – например, всю молодежь города.

Еще пять бизнес-идей к новому году – одной строкой.

Подарки – отдарки

Организовать сервис обмена подарками между незнакомыми людьми и сервис тайной перепродажи непонравившихся подарков. Для реализации идеи подойдет старый-добрый Интернет или специальные вечеринки с конкурсами, аукционами и лотереями. Вход платный. 

Кейтеринг 

Заниматься доставкой готовых рождественских обедов, сделанных в соответствии с гастрономическими традициями разных стран. Кулинарные сайты не дадут соврать: таких традиций страшно много. 

Декорирование

Открыть службу новогоднего декорирования интерьеров квартир и экстерьеров загородных домов всеми обязательными атрибутами счастливой семьи из голливудского фильма – колокольчиками, ледяными оленями по периметру коттеджа и так далее. 

Event-менеджмент 

Организовывать массовые гуляния для всех и «сценарные» мероприятия для своих – тематические городские квесты, загородные туры, чемпионаты по несправедливо не включенным в Олимпийскую программу видам спорта вроде игры в снежки. Крауд-сорсинг – мощнейший ресурс молодых предпринимателей. Можно даже наладить службу, которая отвечала бы на письма детей Деду Морозу. За счет родителей-отправителей, само собой.

Маркетинговые консультации

Как уже стало ясно из статьи, давать людям бесполезные советы, как зарабатывать в праздники, может быть страшно приятным занятием. Попробуйте предложить свои услуги бизнесу: расскажите, как правильно использовать психологию потребителей, чтобы стимулировать сбыт, как лучше проводить акции в торговых центрах и как украсить офис, чтобы в нем появился пресловутый «дух Рождества».