Иллюстрация: Harry Devlin
Сегодня Transparency International представила одно из своих глобальных и уникальных исследований: индекс взяткодателей. Всего существуют несколько подобных глобальных исследований, это: индекс восприятия коррупции, индекс взяткодателей и барометр мировой коррупции. В отличии от самого популярного исследования – «Индекса восприятия коррупции», который показывает уровень коррумпированности органов государственной власти, индекс взяткодателей оценивает насколько распространена коррупция именно среди предпринимателей. Фактически, в данном случае, мы говорим о стороне дачи взятки. В этом году индекс взяткодателей ранжирует 28 стран. В ходе сбора информации было опрошено 3000 предпринимателей в этих 28 странах. Они отвечали по единому вопроснику и рассказывали: «Как часто предприниматели из той или иной страны, ведя бизнес в ваших странах, пользуются неформальными практиками?» Причем, отвечать предлагалось тем людям, которые имеют контакты с предпринимателями тех или иных стран и могут судить об этом исходя из своей непосредственной жизненной, производственной и профессиональной практики. После все это оценивалось по 10-балльной системе, где 1 – все очень плохо, а 10 – все идеально. Максимальные баллы (8,8 балла) получили предприниматели из Нидерландов и Швейцарии. Замыкают список с наихудшими результатами в порядке убывания: Мексика, Китай и Россия. В этом плане мы сохранили свои позиции, не улучшив ситуацию по сравнению с 2008 годом. Единственной страной, сделавшей существенный прорыв, стала Индия. В последнем исследовании 2008 года она делила с Россией последние 3 места, а сейчас сдвинулась практически на десяток пунктов. Россия сохранила свои 6,1 балла, в то время как Индия набрала – 7,5. Нельзя назвать это большим прорывом, особенно учитывая, что у Индии большие проблемы с бытовой коррупцией, но по сравнению со всеми остальными это значительные улучшения.
Индекс взяткодателей за 2011 год
Ранг | Страна | Балл Индекса взяткодателей 2011 |
1 | Нидерланды | 8.8 |
1 | Швейцария | 8.8 |
3 | Бельгия | 8.7 |
4 | Германия | 8.6 |
4 | Япония | 8.6 |
6 | Австралия | 8.5 |
6 | Канада | 8.5 |
8 | Сингапур | 8.3 |
8 | Великобритания | 8.3 |
10 | США | 8.1 |
11 | Франция | 8.0 |
11 | Испания | 8.0 |
13 | Южная Корея | 7.9 |
14 | Бразилия | 7.7 |
15 | Гонконг | 7.6 |
15 | Италия | 7.6 |
15 | Малайзия | 7.6 |
15 | Южная Африка | 7.6 |
19 | Тайвань | 7.5 |
19 | Индия | 7.5 |
19 | Турция | 7.5 |
22 | Саудовская Аравия | 7.4 |
23 | Аргентина | 7.3 |
23 | ОАЭ | 7.3 |
25 | Индонезия | 7.1 |
26 | Мексика | 7.0 |
27 | Китай | 6.5 |
28 | Россия | 6.1 |
Средний балл | 7.8 |
Источник: Transparency International
Конечно, это ужасная и печальная новость, но далеко не сенсационная. Ожидать, что в системно-коррумпированной стране, где не так уж много делается для того, чтобы обновить бизнес-практики, вдруг бизнес станет честнее, было бы наивно. Все складывается таким образом, что вся наша борьба с коррупцией в значительной степени остается на бумаге. Предприниматели это видят и поэтому продолжают вести свои практики. И мало того, они не только не прекращают их внутри страны, но и отправляют их на экспорт.
Встает вопрос: с одной стороны, мы пытаемся попасть в ВТО, говорим об инновациях, привлечении инвестиций и том, что создаем уникальный климат для инвесторов, где им никто не будет мешать. А с другой стороны, показываем свое истинное лицо на международной арене, давая понять, что не собираемся вести бизнес, как это принято в цивилизованных странах. И продолжаем работать по более выгодным для нас схемам, ускоряющим процессы и позволяющим преодолеть административные барьеры методом дачи взяток или подношениями высшим должностным лицам.
Еще один важный результат данного исследования – это оценка секторов экономики. Тут все не меняется уже долгие годы. По всему миру было оценено, в каких секторах бизнес чаще всего идет на взятки, и самыми чистыми во всемирном масштабе оказались: сельское хозяйство и легкая промышленность. На последних местах оказались такие сектора, как государственные контракты, строительство, коммунальные услуги, недвижимость, нефть и газ. Фактически все те сферы, которые и в России вызывают наибольшее количество вопросов. И здесь уже непонятно, это мы идем в ногу с мировыми тенденциями, в плохом смысле слова, или сами их диктуем?
Восприятие вероятности подкупа должностных лиц иностранных государств по секторам экономики
Ранг | Сектор | Балл сектора |
1 | Сельское хозяйство | 7.1 |
1 | Легкая промышленность | 7.1 |
3 | Гражданская авиакосмическая промышленность | 7.0 |
3 | Информационные технологии | 7.0 |
5 | Банковское дело и финансы | 6.9 |
5 | Лесная промышленность | 6.9 |
7 | Потребительские услуги | 6.8 |
8 | Телекоммуникации | 6.7 |
8 | Транспорт и хранение | 6.7 |
10 | Вооружения, оборона и военная промышленность | 6.6 |
10 | Рыбная промышленность | 6.6 |
12 | Тяжелая промышленность | 6.5 |
13 | Фармацевтика и здравоохранение | 6.4 |
13 | Производство и передача энергии | 6.4 |
15 | Горная промышленность | 6.3 |
16 | Нефть и газ | 6.2 |
17 | Недвижимость, собственность, деловые и юридические услуги | 6.1 |
17 | Коммунальные услуги | 6.1 |
19 | Контракты по государственным проектам и строительству | 5.3 |
Средний балл | 6.6 |
Источник: Transparency International
Конечно же, бизнесмены в других странах тоже не ангелы. Ни одна страна не набрала 10 баллов. Абсолютно чистых нет, и в секторальном смысле все весьма печально. Когда мы в России бьемся против коррупции государственных закупок, по большому счету, параллельно с нами это делают люди и в других странах мира. Это можно воспринимать как небольшую утешительную новость, но далеко не то, что хотелось бы видеть на самом деле.
Еще один показатель, который был измерен в данном индексе, это чего больше: мелких взяток за преодоление маленьких административных барьеров и за ускорение процедур или крупных платежей высшим должностным лицам. Оказалось, что и того, и того приблизительно поровну. Если речь идет о маленьких коррупционных платежах бизнеса чиновникам, то это скорее относится к легкой промышленности, транспорту и так далее. А крупные платежи относятся к секторам нефти и газа, недвижимости, госконтрактам и строительству.
Все это приводит нас к выводу, что иногда нам кажется, что наша, российская коррупция – это наше домашнее дело. Когда нас в этом укоряют, мы отвечаем, что это наши внутренние проблемы и мы сами с ними разберемся. Можно сколько угодно надувать щеки, говорить, что мы боремся с коррупцией и бьем по рукам коррупционерам внутри страны, но эти коррупционеры, будучи ненаказанными, начинают вылезать в других странах. Если человек привык все делать через откаты и взятки, у него создается ложное ощущение, что так принято везде. В России, к сожалению, это ощущение у коррупционеров поддерживается. Ведь все знают, что для того, чтобы получить большой контракт, в России надо не нести документы на тендер, а найти правильного человека и дать ему взятку. И если в России мы продолжаем это принимать и молчать, то в других странах об этом начинают говорить открыто. Зеркало наших деяний в очередной раз сообщило нам, что наша коррупция настолько разрослась, что теперь применяется не только внутри страны, но и активно отправляется на экспорт. И если мы ничего не будем делать с коррупцией внутри страны, то будем продолжать краснеть от позора глобального масштаба.