У аэропорта «Шереметьево» может смениться генеральный директор. На место Михаила Василенко газета «Ведомости» прочит первого замгендиректора и совладельца аэропорта «Внуково» Виталия Ванцева. Василенко сейчас находится в отпуске, который он не отгулял в предыдущие пять лет, и ничего не знает о своей возможной замене. Печально: как раз при нем «Шереметьево» обзавелось новым терминалом, а старые существенно обновились. Впрочем, пресс-служба «Внуково» уже опровергла информацию, что Ванцев получил предложение возглавить конкурента. Однако если назначение «варяга» все-таки состоится, то его можно будет расценивать как серьезную заявку на контроль над объединенной компанией (принадлежащие государству аэропорты планируется объединить) со стороны миллиардера Льва Кветного. Именно владелец «Новоросцемента» и банка «Национальный стандарт» считается старшим партнером Ванцева по бизнесу. У двух руководителей крупнейших российских аэропортов немало общего: оба из семьи военных и служили в вооруженных силах.

Михаил Василенко

Виталий Ванцев

СЕМЬЯ

Родился в 1960 году в городе Железноводске Ставропольского края. Военный в седьмом поколении. «Годам к 14–15 уверенно отвечал, что хочу быть военным. Наверное, очень повлияло отношение старшего брата: все, что связано с транспортом, в частности с авиацией, – интересы в эту сторону распространялись», – рассказывал он в в эфире радиостанции «Серебряный дождь».

Женат, воспитывает сына и дочь.

Родился 10 ноября 1969 года в Хабаровске. Отец – полковник Вооруженных сил, инженер-геодезист. Впоследствии, когда Ванцев-старший решил прекратить преподавание в Военной академии им. Фрунзе, сын устроил его на должность управляющего делами аэропорта «Внуково». «Он занимается не бизнесом, а хозяйством – тем, к чему у меня никогда не лежала душа», – описывал его обязанности Виталий Ванцев. Отец Ванцева также является генеральным директором «Авиационно-нефтяной компании» и вместе с сыном входит в совет директоров «Внуково-Инвест».

ОБРАЗОВАНИЕ

Окончил Военно-транспортный университет ЖДВ в Санкт-Петербурге (специальность «инженер по эксплуатации воздушного транспорта») и Военную академию тыла и транспорта.

Окончил Военно-топографическое командное училище в Санкт-Петербурге. Специальность – инженер-геодезист, как и у отца. В 1997 году Ванцев получил диплом Академии экономики и международных экономических отношений. В 2001 году стал кандидатом юридических наук (тема диссертации «Борьба с кредитными преступлениями»).

КАРЬЕРА

В годы войны в Афганистане был военным комендантом аэропорта «Кабул», в 1983–1989 гг. работал на аналогичной должности в аэропорту «Ташкент». В 1992–1998 гг. руководил военным сообщением на воздушных трассах республик Коми, Татарстан, Башкортостан и Приволжского управления гражданской авиации.

Впоследствии стал наемным менеджером: в 1998–2000 годах – замдиректора по корпоративным вопросам международного аэропорта «Самара», затем три года проработал вице-президентом ГК «Авиация Самары». В 2003–2004 годах – директор по развитию бизнеса логистической компании ООО «Frans Maas».

В 2004-м стал замгендиректора «Шереметьево» по коммерческим вопросам. С мая 2005 года – гендиректор.

После учебы проходил службу в Вооруженных силах, ушел в отставку в 1993 году. После трудился в «небольших коммерческих структурах», был помощником депутата Госдумы и «помогал различным фирмам решать их нефтяные вопросы». А в 1995 году стал гендиректором компании «Валс» по переработке нефти на Московском и Рязанском НПЗ.

«Мне задолжали во «Внуково». Я сюда пошел, думал, деньги возьму, а остался работать», – рассказывал он в интервью. Чтобы разделаться с долгами, «Внуково» начало приватизацию отдельных направлений бизнеса, при этом Ванцев вместе с коллегами по НПЗ получил топливозаправочный комплекс. С 1999 года они начали инвестировать в аэропортовый бизнес. С 2007 года занимает пост первого заместителя гендиректора аэропорта.

В 2008 году Ванцев возглавил антикризисный штаб по ситуации с обанкротившимся альянсом AirUnion. В тот период он спал по 4 часа в сутки, а «Внуково» обслуживало входившие в альянс компании по нулевой ставке.

Впоследствии на базе экс-участников AirUnion попытались создать конкурента «Аэрофлоту» – государственную авиакомпанию «Росавиа», создание которой лоббировали экс-мэр Москвы Юрий Лужков и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Ванцев занял в ней пост гендиректора и даже подумывал купить пакет ее акций. Однако после трений с менеджментом «Ростехнологий» он покинул компанию, а сама она подала на банкротство в 2010 году.

Имеет орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

АКТИВЫ

В период своей работы в частных структурах был акционером компаний, занимавшихся организацией грузоперевозок. По данным базы «Спарк-Интерфакс», в 2003 году ему принадлежали 2,61% ООО «Франс-Маас-Самара» и 33% ООО «Казросинтернэшнлтранс» («Крит-М»), зарегистрированных в аэропорту Самары.

Через компанию «Внуково-инвест» контролирует 25% плюс 1 акцию ОАО «Внуково» и 75% минуc 1 акцию ОАО «Международный аэропорт «Внуково». В 2011 году Ванцев оценивал стоимость аэропорта в 40 млрд рублей

Владел 26% акций авиакомпании «Атлант-Союз». Продал из-за отсутствия времени на участие в бизнесе.

В 2009 году к структуры Ванцева назывались владельцем 75% акций авиакомпании-лоукостера Sky Express. Спустя несколько месяцев стороны стали опровергать эту информацию. В 2011 году основным владельцем стал «Базэл» Олега Дерипаски.

Старшим партнером Ванцева является миллиардер Лев Кветной. По данным Forbes, с 1990-х годов ему принадлежит 80% в сервисных компаниях «Внуково».

ОТНОШЕНИЕ К КОНКУРЕНТАМ

«Домодедово – очень хороший аэропорт с очень хорошим менеджментом. С Дмитрием Владимировичем [Каменщиком, председателем совета директоров группы «Ист Лайн»] у меня прекрасные отношения и с Ванцевым тоже».

«Шереметьево» должен зарабатывать деньги для государства, «Внуково» – для Москвы, и так далее. Только конкуренция должна быть честной».

По собственному признанию, дружит с главой совета директором «Домодедово» Дмитрием Каменщиком: «Мы в хороших отношениях друг с другом. Чай, кофе любим попить».

В другом интервью он, наоборот, негативно отзывался о Каменщике и Владимире Когане (их рынок считает владельцами «Домодедово»): «Это люди нечестные, с которыми нельзя ни о чем договориться». 

О «Шереметьево»: «Там масса системных ошибок, допущенных лет 15 назад. Например, нельзя было строить три отдельно стоящих терминала. Их использование затратно и неудобно. Весь мир давно понял, что это ошибка». При этом Ванцев высказывал желание поучаствовать в приватизации аэропорта, если таковая состоится.

ИДЕАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ

Один из образцов для Василенко – аэропорт Сеула Incheon: там строят терминалы с большим избытком площадей, отменили преференции национальным перевозчикам и ориентируются на создание хабов. Причина успеха, по мнению Василенко, в том, что в Южной Корее рассматривают аэропорт не только как бизнес, но и как национальный проект. 

«Мне очень нравится мюнхенский. Он толково построен. Терминал большой – обслуживает 35 млн человек в год, но все передвижения внутри него по вертикали. Максимальное расстояние, которое пассажир должен преодолеть, 500 м. Что называется, все под рукой».

ПУБЛИЧНОСТЬ

Ведет собственный блог в LiveJournal, где пишет в основном про аэропорт и отвечает на жалобы пользователей. Так, в июле Василенко оперативно отреагировал на пост женщины, чей ребенок пострадал от дверей лифта в «Шереметьево». В другом посте можно даже обнаружить слова благодарности блогеру Алексею Навальному. У «Шереметьево» также есть свой Twitter.

Периодически дает интервью деловым СМИ («Коммерсантъ», «Ведомости», Slon). Открыто признавал, что является владельцем «Внуково», впрочем, свою долю и партнеров не раскрывает.

ГОТОВНОСТЬ УЙТИ

«Решение – за собственником. Однажды Владимира Путина спросили, что он будет делать, покинув пост президента России. «Я всегда найду свое место в строю», – сказал он. Вот таким будет и мой ответ».

Говоря об объединении «Шереметьево» и «Внуково»: «В объединенной компании контроль точно будет у государства. Но мы войдем в совет директоров, хотя бы одним человеком, и будем иметь влияние. Мы будем настаивать на том, чтобы этими терминалами управляли эффективно. У нас есть опыт, как эффективно управлять терминалами. Поэтому «Аэрофлот» или, допустим, «Внешэкономбанк», которые тоже будут акционерами, думаю, будут прислушиваться. Поэтому кто непосредственно будет в руководстве – не принципиально».

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Ездит на служебной машине или на мотоцикле. «Есть автомобили у жены и дочери. Сам я сажусь только за руль своего мотоцикла – у меня чоппер V-ROD Harley-Davidson. Шесть месяцев в году можно решить проблему с передвижением гораздо быстрее, чем на автомобиле. Максимум 40 минут до центра Москвы и обратно. Очень жалею, что зимой это невозможно».

Большую часть времени в собственном аэропорту и редко выезжает в Москву. «Я счастливый человек не стою в пробках», – признавался он в интервью «Ведомостям»