Фото: ИТАР-ТАСС

Формально вступление России в ВТО будет одобрено в середине декабря. Де-факто мы вступим 15 июня 2012 года, когда будет ратифицирован весь пакет документов. То есть чуть больше полугода осталось до того момента, когда для иностранных товаров откроется свободный доступ на российский рынок. Государство устранит административные, налоговые и прочие барьеры, таможенные пошлины по отношению к зарубежным производителям. Торговля в большинстве случае будет осуществляться свободно в соответствии с принципами честной конкуренции. Для потребителей сплошные плюсы: по ряду товаров, в отношении которых действовали высокие пошлины, например, одежда, мебель, автомобили, цены снизятся. А чем обернется вступление в ВТО для российских компаний, в частности, для тех, кто работает на внутреннем рынке? 

Обувная отрасль де-факто вступила в ВТО еще пять лет назад. В 2006 году правительство снизило таможенные пошлины на ввозимую обувь до стандартных для Европы 10%. Так были ликвидированы препоны на пути импортной продукции к российскому потребителю. Главное, что случилось после этого, – обувной рынок стал прозрачнее. Доля «серого» импорта, на которую до того приходилось 70–80% от потребления в целом по РФ, сократилась минимум в два раза. Только представьте: статистика потребления и производства обуви в нашей стране не совпадала в разы. Согласно официальным данным, люди ходили босиком, настолько мало производилось и импортировалось обуви. Понятно, что спрос удовлетворялся за счет теневых поставок. Снижение таможенных пошлин позволило создать более комфортные условия для импорта, легализовать рынок. Как результат, более понятный и прозрачный обувной рынок стал привлекательнее для инвесторов. 

Вступление в ВТО открывает доступ для множества зарубежных компаний на наши рынки. Есть точка зрения, что беззащитные местные производители не устоят перед натиском транснациональных гигантов. Не думаю, что эти страхи обоснованы. В обувной отрасли барьеры рухнули пять лет назад, но ни китайцы, ни итальянцы, ни немцы и прочие европейцы почему-то не ринулись покорять наш необъятный рынок. До сих пор массовой экспансии обувных сетей на российские просторы не наблюдается. Почему? Развитие бизнеса зависит от множества факторов. Таможенные барьеры – безусловно, важное, но не единственное условие. У нас сложная система налогообложения, не всегда понятные взаимоотношения государства и бизнеса, неразвитая бизнес-инфраструктура. Вступление в ВТО не решит этих проблем. 

К тому же, многие обувные гиганты не до конца освоили свои собственные рынки. Например, возьмем китайскую сеть Belle с капитализацией в $16 млрд. Она работает на одном из самых емких и стремительно развивающихся рынков – китайском, где количество потенциальных потребителей достигает 1,5 млрд человек. И пока Belle не исчерпала на этом рынке всех возможностей для развития. Конечно, можно начать экспансию и на российский рынок. Но зачем ей все эти проблемы, связанные с адаптацией и разработкой специальных коллекций для иностранного потребителя, пересмотром таблиц размеров? 

Мой прогноз: приток импортных товаров не нанесет существенного урона отечественным производителям. Во многих отраслях сколько-нибудь серьезных производителей просто не осталось. И причина этого – не засилье импорта, а особенности ведения бизнеса в нашей стране. Нет поставщиков комплектующих, нет инфраструктуры, нет специалистов – это справедливо и для обувного рынка, и для многих других. Те производители, которые существуют, настолько приспособились выживать в своей уникальной нише, что им не страшно и татаро-монгольское нашествие, а не только ВТО. 

Очевидные плюсы от вступления в ВТО – у отечественных экспортеров. Сейчас те же металлургические компании при выходе на зарубежные рынки сталкиваются с различными преградами. После вступления в ВТО в отношении таких компаний все препоны должны исчезнуть. Но, конечно, российские обувщики новыми возможностями для экспансии за рубеж вряд ли воспользуются. Отечественный рынок для нас – поле не паханное. Сейчас наша задача не развивать экспорт, а успешно конкурировать с импортом на своей территории. В России производится около 60 млн пар обуви в год, из которых половину составляет госзаказ, пошив для армии и полиции. А жители покупают около 430 млн пар в год. Итого на импорт приходится около 370 млн пар. О каком экспорте говорить, если мы не покрываем собственные потребности даже на 15%?