Фото: REUTERS/Tobias Schwarz

Ну вот, дождались. Канцлер Германии Ангела Меркель заговорила о фискальном союзе. В течение многих лет, всего времени, которое существовал валютный союз в Европе, на официальном уровне речь о фискальном союзе не шла. Против были очень многие – и страны-реципиенты, и страны-доноры. Причины понятны – в последние 20–30 лет идеология независимого от политиков центрального банка стала всемирной, и не осталось, пожалуй, ни одной значимой страны в мире, где центральный банк не был бы формально независим от правительства и парламента. Считается, что политики и правительственные бюрократы, какими профессиональными и ответственными они бы ни были, не могут удерживать себя от соблазна заставить центральный банк проводить излишне мягкую – с точки зрения обеспечения ценовой стабильности – денежно-кредитную политику, когда надо обеспечить экономический рост, повышение зарплат, снижение процентных ставок по кредитам и т.д. Поэтому объединение центральных банков под зонтиком ЕЦБ не воспринималось в европейских странах с их сильными институтами и потому практически отсутствующими возможностями политического давления на формально независимые организации как значительный ущерб суверенитету. Раз политического контроля над центробанками все равно нет, то нет и никакого ущерба для влиятельности политиков при передаче их функций во Франкфурт. Другое дело – фискальный союз. Бюджетный процесс является ключевым для любого правительства. Установление налогов, их ставок, приоритизация расходных статей, установление налоговых льгот, принятие специальных программ и так далее и тому подобное – все это едва ли не самое главное, что любой политик может пообещать своим избирателям и хочет, в конечном итоге, контролировать. Поэтому любой намек на передачу этих функций в Брюссель всегда воспринимался национальными правительствами и парламентами очень негативно. Но, видно, что когда ситуация доходит до последней черты, взгляды могут меняться. Идея фискального союза должна теперь быть доработана на встрече канцлера Меркель и президента Саркози в понедельник, а затем, 9 декабря, представлена на саммите глав ЕС. Идея фискального союза кажется вполне осмысленной. Очень тяжело иметь единую денежно-кредитную политику, не имея единой бюджетной политики. В экономической науке их комбинация даже имеет название – policy mix. Поэтому управление экономикой, при котором есть доступ только к одному рычагу (денежно-кредитной политике) и нет доступа к другому (фискальной политике), является, как и показывает текущий кризис, делом практически безнадежным. Более того, такой союз является, наверное, последним шансом для спасения валютного союза в его текущей конфигурации, и поскольку в наличии политической воли к тому, чтобы союз сохранился, сомневаться не приходится, то вероятность появления в текущем десятилетии федеративных штатов Европы с единой валютой и консолидированным бюджетом кажется как никогда высокой.