Профессор из Норвегии Пер Олаф Фольгеро прочитал в СПбГУ курс лекций по нейроэстетике. Ученый из Университета Бергена рассказал, что такое нейроэстетика и как возможность получить эстетическое удовольствие связана с этапом развития человеческого мозга. Slon публикует фрагменты одной из лекций курса «Эстетика и когнитивные процессы с точки зрения эволюции».

1. Для того чтобы понять, как шло развитие, строение мозга современного человека необходимо сравнить с археологическим материалом. Самые древние останки человека найдены на Африканском континенте, их возраст примерно равен шести миллионам лет. Наука позволяет восстанавливать скелет по фрагментам: так выяснилось, например, что большой палец ноги у наших предков был отставлен в сторону, что позволяло им легко карабкаться по деревьям. У современного человека схожим образом расположены большие пальцы рук. В ходе исследований черепа древнего человека в 2005 году в журнале Nature был опубликован материал, рассказывающий о том, что у разных видов человекообразных угол между базой черепа и орбитофронтальной зоной различается. Он схож у людей и австралопитеков, а вот у шимпанзе другой. Это доказывает, что около четырех миллионов лет назад существовали гоминиды, а конкретно – австралопитеки, ходившие на двух ногах.

2. До недавнего времени считалось, что эволюция человекообразных шла линейно, один вид сменял другой. Однако в Кении в конце семидесятых были обнаружены останки, доказывающие удивительную вещь: в одно и то же время существовало три ветви человекообразных. Первая – Paranthropus robustus, ее представителей отличало достаточно грубое телосложение и небольшие размеры черепа. Мощная челюсть и острые зубы позволяли Paranthropus robustus пережевывать твердые овощи. Однако климатические изменения привели к тому, что примерно за миллион лет до нашей эры этот вид исчез. Другие два вида – Homo habilis и Homo ergaster. Череп у них был больше, а телосложение – более, так сказать, хрупкое. Homo habilis могли обходиться и без острых зубов, это были первые человекообразные, начавшие использовать камень как орудие. Представители Homo habilis научились обтесывать камни, делать топоры и с их помощью могли дробить твердую пищу. Где-то один миллион лет назад Homo habilis изобрели относительно сложные каменные орудия труда. Эволюцию человекообразных прослеживают на предметах искусства и быта с разной степенью точности.
Гоминиды разделились на три ветви: Homo ergaster в Африке, Homo erectus в Азии и Homo georgicus на Кавказе. Линия Homo ergaster разветвилась, из нее 300 тысяч лет назад вышли неандертальцы, а Homo sapiens – 150–200 тысяч лет назад. 

3. Неандертальцы развивались примерно по тому же пути, что и Homo sapiens. Приблизительно 300 тысяч лет назад неандертальцы поселились на территории Европы и Ближнего Востока, а после Ледникового периода – в Восточной Африке. Первые Homo sapiens появились около 200 тысяч лет назад, по мере того как теплело, они стали продвигаться по континенту. Около 50–70 тысяч лет назад они появились в Австралии, около 30–45 тысяч лет назад – в Европе, откуда затем полностью вытеснили неандертальцев, а приблизительно 15–30 тысяч лет назад Homo sapiens попали в Америку. Сосуществование двух видов сформировало генетическую структуру современного человека: научно доказано, что последовательность генов неандертальца во многом пересекается с нашим набором. Интересно, что таковая была обнаружена у представителей Западной Европы, Азии и даже Папуа – Новой Гвинеи, но полностью отсутствует в геномах популяций, которые жили на юге Сахары.

4. Способность создавать красивые объекты и получать от них эстетическое удовольствие – важный фактор когнитивного развития человека. Самый старый каменный топор был сделан около 2,5 миллиона лет назад. Примерно миллион лет назад Homo erectus и Homo ergaster достигли такого уровня развития, что смогли производить симметричные топоры, по форме напоминающие слезу. В течение последующего миллиона лет симметричные орудия совершенствовались. Удивительно, но один и тот же топор на протяжении многих тысяч лет производился на разных континентах. И хотя топоры были необходимы для решения утилитарных задач, следует заметить, что их форма – это отдельный предмет исследования, потому как она не связана с сугубой функциональностью, не проистекает из нее. Считается, что усложнение когнитивных процессов человеческого мозга происходило примерно в этот же период. Итогом стала индустриальная революция среди Homo erectus. Они осознанно стремились к симметрии, чувствительность к ней была им необходима для выживания.

Откуда у человека появился интерес к симметрии, почему он стал ценным и как это связано с искусством? Симметричные формы видятся нам красивыми, симметрия – объективный показатель красоты. Это было экспериментально доказано, когда группа Якобсона в 2000, 2003 и 2006 годах сканировала мозг испытуемых. Симметричные по форме объекты безоговорочно воспринимались как красивые. За эту особенность восприятия отвечает конкретный участок головного мозга.

Но вернемся к топору: неужели люди случайно сделали симметричный топор, решили, что он им нравится, и только по этой причине в течение миллиона лет воспроизводили его?

Ученые пришли к выводу, что наши предки выбрали такую форму орудия труда, которую мозгу легче воспринимать. Именно легкость переработки и является основанием эстетического предпочтения.

5. Поговорим теперь о наскальной живописи. В декабре 1994 года в пещере во Франции были найдены самые ранние наскальные изображения, их примерный возраст – 32–30 тысяч лет до нашей эры. Большинство рисунков – изображение животных. Коровы, лошади, редкие в то время львы. Кажется, что это эскизы, они очень динамичны, прекрасно передают движение. Интересно, что на изображениях спина животного повторяет форму скалы, то есть это и рисунок, и скульптура одновременно, и так плоскостное изображение становится трехмерным. Считается, что движущей силой такого искусства в позднем палеолите являлся шаманизм, что наскальная живопись связана с галлюцинациями. Такие формы шаманизма, как танцы под барабаны, проговаривание ритмов и частое глубокое дыхание с гипервентиляцией легких, существовали в позднем палеолите и были распространены среди охотников и собирателей. Эти действия изменяли состояние сознания, а в нем мечты и воображаемое часто могут соединяться с реальностью.

Почему ученые делают такие предположения? Среди объектов наскальной живописи есть воспроизводящие эффект свечения.

Вам наверняка знакомо это ощущение: если вы надавите на глаз, то увидите искры. Аналогично – если долго смотреть в одну точку, можно потом увидеть не то, на что вы смотрели, а свет в форме зигзагов, они расширяются, а потом исчезают.


Иллюзия зигзагообразного света часто выступает одним из симптомов мигрени. Так вот – в пещере найдены ровно такие зигзаги. Например, рога животного зигзагообразной формы.

Тела животных кажутся объемными. Их движения накладываются одно на другое, как в фильме. И, возможно, художник прекрасно понимал взаимоотношения между двумерным и трехмерным пространством. Ведь он играет с глубиной, с наложением одного изображения на другое, намеренно акцентирует движение каждого животного. Тут работают зеркальные нейроны. Конечно, художник должен быть погружен в создаваемый им мир, за чем стоит переживание и определенный эстетический опыт.

6. Как происходил сдвиг к приоритету эстетического удовольствия? Здесь нам потребуется понимание процессов эволюции механизмов восприятия, начиная от зрительных зон в коре и заканчивая теми, где полученная информация обрабатывается. Как зрительная кора нашего мозга развивалась – от шимпанзе до современного человека? Исследования зрительной коры при помощи микроскопа показали, что она фактически идентична у людей и обезьян. Однако у человека отличаются области, перерабатывающие информацию. В зрительной коре таковых две: «система что» и «система где». «Система что» дает нам возможность идентифицировать лица. В «системе где» происходит обработка информации о движении, глубине пространства, цвете, контрасте, яркости, темноте, фигурах и форме. В развитии «системы где» человек ушел от обезьян куда дальше, чем в развитии «системы что». Это значит, что мы лучше воспринимаем пространственные характеристики. Это, кстати, помогает нам видеть и перерабатывать объем 3D.

Тот факт, что зрительные нейроны и нейроны, связанные с восприятием глубины и симметрии, расположены рядом, важен тем, что восприятие формы может вызвать активацию зрительной моторной коры. Нет, мы не начинаем движения, воспринимая формы, но активация происходит таким же образом, как при нашем движении. Она стимулирует другие центры головного мозга, в частности центр, отвечающий за эмоции. Отсюда следует, что форма может переживаться нами на эмоциональном уровне.

Возможность создать симметричный инструмент зависит от когнитивной способности понимать объемную форму, причем под разными углами, и смотреть на результат работы в нескольких измерениях. Этот процесс связан с зеркальными механизмами: человек наблюдает, а потом определенные свойства предмета отражаются в мозгу, в системе зеркальных нейронов.

Способность же намеренно создавать прекрасные формы, такие как скульптура, и получать удовольствие от красоты, зависит от этапа эволюции когнитивных процессов в затылочной и теменной коре.

Существует две параллельных линии. Первая идет от восприятия сигналов к когнитивному владению и оценке. А другая – это аффективная активация. Эти линии, как уже было сказано, параллельны и приводят, с одной стороны, к эмоциональному, а с другой, к когнитивному суждению. Несмотря на то что некоторые специалисты говорят, что эстетика – только лишь когнитивный процесс, доказано, что два механизма все же работают в тандеме.

7. Современные исследования показывают важность культурных факторов в развитии гоминидов. Это культурная эволюция, и ее сейчас рассматривают наряду с биологической. От дарвиновской эволюции культурная отличается тем, что не подразумевает никаких изменений в ДНК. Сама молекула ДНК остается прежней, но меняется выражение определенных генов, которые передаются от родителей к детям. Мозг человекообразных эволюционировал таким образом, что увеличилась затылочная зона коры. Изучая эволюцию человекообразных, важно воссоздать размер черепа, выявить объем головного мозга у гоминидов и сравнить его с таковым у современного человека. Объем черепа увеличивался, для сравнения: у австралопитеков он составлял 400 куб. см, у Homo habilis – 700 куб. см. В то время появилось производство каменных топоров. А вот у Homo ergaster, которым было важно создавать симметричные топоры, объем черепа составлял уже 950 куб. см. У Homo sapiens и неандертальцев он примерно одинаков и до сих пор равен 1350 куб. см.