Недавно мне в руки попался питерский выпуск газеты «Аргументы и факты». По традиции в подобного рода «народных» изданиях идет и «народная» реклама: целительные средства и целители, волшебные товары и услуги по невероятно низким ценам, прочая ерунда. И вдруг – реклама Ryanair с предложением полетов в Европу от 500 с небольшим рублей. Увидеть рекламу крупнейшего европейского авиадискаунтера на страницах печатных СМИ можно нечасто. Его продажи почти полностью сосредоточены в интернете. Но для России, похоже, сделано исключение. Не секрет, что в нашу страну Ryanair не летает, и в обозримом будущем летать не будет. Причины: полное отсутствие необходимой инфраструктуры (недорогих аэропортов в достаточной досягаемости от мегаполисов с качественным и быстрым наземным обслуживанием самолетов) и стоимость авиатоплива. Плюс барьеры в виде межгосударственных соглашений и назначенных перевозчиков (ирландская компания из России сможет летать только в Дублин и Шеннон, причем при условии паритета с российским перевозчиком). И, наконец, бюрократические сложности с выходом на любой (не только авиационный) наш рынок. Так что полеты в рекламе предлагаются из маленького финского городка Лаппееранта, расположенного в 30 км от границы. География полетов не так уж и широка. Дюссельдорф, который расположен рядом с городком Веце (35 км от границы с Нидерландами и 90 км от настоящего Дюссельдорфа), который вообще-то называется аэропортом Нижнего Рейна. Как раз с него в 2010 году Ryanair начинал свою деятельность у российской границы. Также из Петербурга-Лаппееранты можно долететь до Брюсселя, который, впрочем, расположен на окраине городка Шарлеруа в 46 км от столицы Бельгии. И в Милан, который на самом деле называется Бергамо. И это, пожалуй, один из немногих случаев, когда дискаунтер летает в аэропорт, расположенный ближе от центра города, чем основной. Орио-аль-Серио находится в 40 км от восточной границы Милана, а Мальпенса – в 60 км с западной стороны. Летает в эти три пункта ирландский перевозчик не каждый день. Но, вдумайтесь: этого достаточно, чтобы давать недешевую рекламу в печатном СМИ России, ориентированном на аудиторию с не самым высоким уровнем дохода. Тот уровень, который Ryanair вполне устраивает. Вот так, пока у нас идут споры о том, может ли в России работать модель бюджетной авиакомпании с низкими ценами и минимальными издержками, ирландцы пусть и малыми силами, но вполне конкретно взялись за наш рынок. Пусть региональный (в Питере ежегодно выдается до 700 000 многократных финских шенгенских виз без всяких приглашений и прочей бюрократической атрибутики), но все же. И, похоже, свои «российские» достижения совсем скоро Ryanair перекроет на Украине, куда ее позвало летать министерство инфраструктуры этой страны. Первые рейсы могут быть запущены мае 2012 года, как раз к старту чемпионата Европы по футболу. И тогда английские и французские бюджетные болельщики сумеют очень дешево добраться во Львов и Донецк. Чемпионат завершится, а Ryanair останется. А вместе с ним и поток туристов. Ведь у наших соседей введен односторонний безвизовый режим для граждан Евросоюза. Пока российским авиакомпаниям на самом высоком уровне делают предложения (от которых сложно отказаться) о бесплатной («благотворительной») перевозке поклонников футбола в 2018 году, Украина вполне рыночно пытается на этом заработать. Конечно, на фоне 72 млн пассажиров, перевозимых в год ирландцами по всей Европе, и Лаппееранта, и Донецк со Львовом, капля в море. Но ведь именно из таких капель и складывается рекордные показатели.