Девятый выпуск рубрики проекта «ПостНаука» на Slon выходит не в пятницу, в понедельник: мы запутались в выходных. Как всегда, однако, это подборка самых интересных видео недели с небольшими комментариями от специалистов «ПостНауки». В сегодняшнем выпуске: что такое немецкая классическая философия и кто из философов не попал в классики, генная терапия заболеваний крови и трансплантации гемопоэтических клеток костного мозга, а также почему русский либерализм был по сути этатистским?

Немецкая классическая философия как понятие

Немецкая классическая философия – это несколько ключевых фигур. Сочинения Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля аккумулируют основное содержание философского процесса первой половины XIX века. Именно эти четыре фигуры образуют костяк направления, которое обычно называют немецкой классической философией.

В него, однако, не попадают многие важные течения, определявшие интеллектуальный климат первой четверти XIX века и в Германии, и в других европейских странах: ни романтическое движение, ни философское творчество членов Йенского кружка, ни философские искания таких персонажей, как Шлейермахер или Йозеф Гёррес.

В начале XX века началась интенсивная работа по освоению рукописного наследия немецких философов. Довольно быстро обнаружилось, что тексты, рассматривавшиеся прежде как классические, на самом деле представляют собой working process, то есть продолжающую модифицироваться, перерабатываться дальше структуру. Применительно к Канту это стало ясно благодаря публикации так называемого opus postum – обширного корпуса рукописных заметок, в которых Кант уже после издания своих основных сочинений продолжает критически переосмысливать и проблематику этих сочинений, и реакции различных критиков и оппонентов на приведенные им доводы.

Видео на сайте – http://postnauka.ru/video/26234

Кроветворные стволовые клетки

Все клетки нашей крови живут очень недолго: от нескольких часов до недель. Поэтому в костном мозге каждый день возникают миллиарды новых клеток. Живущие там кроветворные стволовые клетки, гемоцитобласты, отвечают за воспроизводство крови, поэтому их функцию сложно переоценить – нет крови, нет жизни.

Работа в области трансплантации кроветворных стволовых клеток костного мозга началась в пятидесятые годы. В следующем десятилетии появилось множество научных групп, в том числе коллектив в Сиэтле, успешно проводивших такие операции. Пациенты с лейкозом, которым бы в противном случае назначили интенсивный курс химиотерапии, потенциально достаточно сильной, чтобы убить лейкоз, но также убивающей здоровые кроветворные клетки (то есть это не излечивало пациентов полностью), получили возможность выбрать операцию по пересадке костного мозга.

Сегодня появляется и генная терапия. Допустим, есть пациент, страдающий от генетического дефекта, который приводит к гемофилии, проблемам со свертыванием крови, или к отсутствию иммунных клеток, или к серповидно-клеточной анемии, или к талассемии. Все это связано с эритроцитами, и такие генетические заболевания можно вылечить с помощью пересадки костного мозга от донора. Но более эффективно взять гемоцитобласты из костного мозга этого пациента и ввести в них правильный ген.

Видео на сайте – http://postnauka.ru/video/27414

Особенности либерализма в России

Либерализм трансформируется на протяжении всей своей истории, но инвариантное ядро, составляющее его суть, остается неизменным вне зависимости от географического ареала или времени, когда либерализм зародился. Определить его можно следующим образом: для либерализма человек, личность – это цель, а все остальное – механизмы получения гарантий прав человека.

Классический русский либерализм совсем не похож на английский. Он будет возникать в российской среде и ориентироваться на российские реалии. В нашем представлении либерал – это обязательно человек, склонный ограничивать государственную власть, а русские либералы, наоборот, все этатисты, убежденные сторонники сильной государственной власти. В нашем представлении либерал – это сторонник конституции и ограничения верховной власти, президентской сегодня или императорской в начале XX века. Но для России это тоже не так. Борис Николаевич Чичерин или Константин Дмитриевич Кавелин были на тот исторический период убежденными сторонниками сохранения самодержавия. Получается уникальная картина: русские либералы – противники конституции и сторонники железной государственной власти.

В период с конца XIX – начала XX века мы видим появление политических партий, которые переосмысливают либеральную доктрину в совершенно ином ключе. Они предполагают, что будущее за широкой социальной реформой. То есть за необходимостью отчуждения земли, ее национализации, за существенным ограничением верховной власти, созданием конституции, предполагающим расширение прав личности, причем вне зависимости от национальной, конфессиональной, сословной принадлежности. Они исходят из неизбежности широких политических, социальных и экономических преобразований. Речь идет о синтезе социалистической и либеральной доктрин. Самый яркий пример – это партия кадетов и ее политическая программа.

Видео на сайте – http://postnauka.ru/video/26242