Начинает проясняться стратегия Google в отношении купленной им в прошлом году компании Motorola. В пятницу Apple выиграла еще один иск против Motorola в Германии. Корпорации удалось получить судебный запрет на использование компанией Motorola запатентованного способа отображения анимации в фотогалерее. Параллельно разоткровенничался топ-менеджмент Google. Руководитель Android-подразделения компании Энди Рубин на Mobile World Congress заявил журналистам, что он «содействовал» покупке Motorola, но сейчас, когда процедура выполнена, «не занимается этими вопросами и даже не знает, кто руководит компанией».
Сделку по приобретению Motorola антимонопольные органы Евросоюза и США одобрили в конце прошлого года. Участники рынка и аналитики оценивали ее неоднозначно, можно сказать, мнения разделились. Поклонники Google считали, что приобретение даст рекламному гиганту серьезные козыри в его юридическом противостоянии с Apple, поскольку Motorola обладает обширной библиотекой патентов. В то же время, противники отмечали, что у Motorola, видимо, нет патентов, которые еще не лицензированы Apple. При этом само по себе приобретение производителя телефонов может расстроить отношения Google с партнерами (например, Samsung, LG и прочими производителями аппаратов на Android), которые наверняка усмотрят в таком альянсе угрозу для собственных разработок.
Озвучивалась также версия, что Motorola шантажом вынудила Google пойти на это слияние, пригрозив в противном случае слиться с Microsoft, что существенно осложнило бы для разработчиков Android ситуацию в судах. Именно этим можно было бы объяснить и баснословную сумму сделки, составляющую примерно два годовых дохода Google, и грандиозный размер отступных на случай, если сделка сорвется – более чем $2 млрд.
Похоже, сторонники последней версии оказались правы. Попытка атаки на Apple в суде при помощи патентов Motorola пока не только не приводит к успеху, но, возможно, вызовет антимонопольное разбирательство против самого подателя иска. Единственные патенты, которые удалось пустить в ход, являются частью стандартов, а потому должны лицензироваться всем желающим на равных и недискриминирующих условиях. Попытка использовать их в суде тут же вызвала вопросы, не занимается ли Motorola нечестной конкуренцией. Потому компания и проигрывает один иск за другим.
В то же время, Google пытается не допустить ухудшения отношений с партнерами, в связи с чем пытается максимально разделить группу, занимающуюся разработкой Android, и приобретаемое подразделение, разрабатывающее аппаратуру. По утверждению Энди Рубина, между ними построена практически каменная стена, и он совершенно не представляет, что происходит по другую ее сторону.
Действительно, выбор у Google невелик. Просто сократить в текущей экономической ситуации производящее подразделение Motorola, оставив себе лишь патенты, совершенно невозможно. Ликвидация сотен (а возможно – тысяч) рабочих мест нанесет грандиозный удар по репутации. Продать его, да еще без патентов, какой-то третьей стороне за цену, хотя бы приближающуюся к той, которую заплатил Google, также нереально – Motorola просто не стоит столько. А значит, если продавать, то сильно дешевле, фиксировать убытки и расстраивать акционеров.
Остается только один вариант – его также предсказывали с самого начала. Оставить Motorola в покое, дать ей заниматься тем, чем она и занималась до того, – производить неконкурентоспособные устройства, а убытки, которые она несет, покрывать из своего кармана. Motorola фактически выписано бессрочное социальное пособие: можно бездельничать и дальше, все расходы будут компенсированы. Быть может, руководство компании, некогда создавшей легендарный StarTAC да и саму мобильную связь, несколько утратило ориентиры и не совсем понимает, что сегодня нужно рынку. Но вот в бизнес-интригах ему, очевидно, нет равных.