Помимо литературы классической существует литература классовая. Она разделяет читателей по способу извлечения доходов и по отношению к доходам. Она же рисует портрет того класса, которому адресована. Чтобы разобраться, что говорят о креативном классе издания, обращенные к нему, мы выбрали две недавно вышедшие книги – пособие по копирайтингу и манифест семинара по мгновенному запуску стартапов.

Слова хорошо расходятся

Сергей Бернадский рассказывает, как генерировать «продающие тексты». То есть такие рекламные тексты, которые вызывают гарантированный отклик и способны состязаться в эффективности с менеджерами по продажам. Для этого текст должен быть выстроен по определенному алгоритму («Если фраза не ведет к продаже – ее необходимо убрать»). Сам Бернадский называет свой алгоритм научным, хотя по большей части отсылает к советам мотивационных ораторов.

6 примечательных высказываний

«Потребители покупают не дрель, а возможность сверлить дырки». «Я часто рекомендую смотреть, как выглядит реклама у других, и попробовать сделать наоборот». «Текст из The Wall Street Journal приводил подписчиков 28 лет подряд».
Б. Глейзер: «Самая большая ошибка – не рассказывать истории». А. Репьев: «Даже лучшие копирайтеры не доверяют своему мнению».
«У клоунов не покупают».

Стартап как альтернатива гешефту

Книга трех Н (Нейджера, Нильсена, Нурига) посвящена крупнейшему мировому движению по скоростному созданию стартапов – Startup Weekend. Участникам семинара дается два с четвертью дня на то, чтобы озвучить свои идеи (каждому по минуте), собраться в команды, довести выбранную идею до ума и представить экспертам свой проект и альфа-версию продукта. Издание Entrepreneur Magazine назвало такой график «хард-кором».
Тем не менее, по этой схеме уже удалось собрать около тысячи стартапов в 55 странах мира, включая Россию. Правила выживания в ходе стартап-уикенда, по мнению трех Н, просты – это доверие и передача полномочий. Людей, несущих по миру весть о стартап-уикендах, в книге прямо называют «евангелистами».

6 примечательных высказываний

«Частью новой модели предпринимательства является то, что для начала деньги не нужны. Вам нужны время и люди. Но не деньги».
«Многие не в состоянии добраться с этапа «предприниматель» до этапа «деньги», поскольку пытаются перескочить этап «партнер».
«Выпускать скорее, выпускать чаще. Не стоит носиться с идеями и продуктами слишком долго».
Стив Бланк: «Крупные корпорации следуют известной бизнес-модели, а стартапы ищут свою собственную». Алекс Рингвальд: «Нужно самим создавать себе рабочие места».
«Поскольку 90% стартапов оканчиваются неудачно, частично поражение компенсируется приобретенным опытом».

Некоторые стартапы, запущенные по результатам Startup Weekend

foodspotting.com
Агрегатор гастрономических впечатлений

belongingsfinder.org
Помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии

triplingo.com
Иностранный язык для путешествий

getanimotion.com
Монтаж видео из серии фотоснимков

planely.com
Социальная сеть для летящих одним рейсом

От креативного слышу!

К креативному классу можно отнести любого, кто включается в экономический обмен за счет использования информационных стратегий и технологий. Не важно, сопровождает он сделки (книга № 1) или занят непосредственно производством (книга № 2).
Термин «креативный класс» был предложен американским урбанистом Ричардом Флорида в 2002 году. Ученый дал имя людям, которые, как ему казалось, создают новые формы в экономике и при этом не вполне осознают себя как общность. С тех пор Флорида подготовил пять книг и приписал креативному классу силу, позволяющую не только обновить «ржавеющие» города, но и вытянуть мир из пучины кризиса.

Ричард Флорида

Многие проверяли цифры, которыми оперирует Флорида, – желая понять, действительно ли существует новый класс и, если да, сколько места «на вырост» для него нужно предусмотреть в уже имеющейся социальной структуре. Спор о цифрах продолжается. Впрочем, и без этого очевидно, что места никто уступать не станет: в Торонто, где живет профессор Флорида, против него и гипотетического «креативного класса» ополчились и консерваторы, и левые. 

Если же обратиться к книгам «Продающие тексты» и «Startup Weekend», можно заключить, что пока новый класс не столько изготовился к прыжку в собственное будущее, сколько разросся, потучнел. Поэтому мы видим рекламу рекламных текстов и стартапы по запуску стартапов.

Прогрессивен ли креативный класс? Думается, это вопрос точки отсчета. Такой же, как в случае с этажами: в Европе наш второй этаж называют первым. В конечном счете, креативный класс относительно прогрессивен. И относительно креативен. В анализируемых нами книгах центральным образом остается образ мотивационного оратора. А это значит, что креативный класс принужден сам мотивировать себя на рост и сам же оберегать себя от пустых фантазий. Интересно, что тем особенным местом, где креативный класс сумел включиться в политический процесс, оказалась Россия. Произошло это, когда «креативщикам» дали понять, что эффективным классом в любом случае будет назначена другая группа людей. Что не вертикальных вариантов построения отношений нет, и ботулотоксин в любом случае сильнее адреналина. Такое положение вещей спровоцировало креативный класс на политическое самоопределение.

Убийственно точными текстами справиться с властным режимом невозможно. И организовать стартап по преобразованию режима тоже затруднительно. Отечественный креативный класс ищет политические инструменты. При этом не исключено, что креативный класс – это сугубо московское явление. По крайней мере, Ричард Флорида именно Москву назвал в числе «мегарегионов», пригодных для зарождения креативного класса. Тем удивительнее будет, если первым прыжком, который совершит креативный класс в своей истории, окажется российский политический прыжок.

Марк Нейджер, Клинт Нильсен, Фрэнк Нурига. Startup Weekend. От идеи до компании за 54
часа / Пер. с англ. Сергея Филина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
Сергей Бернадский. Продающие тексты. Как превратить читателя в покупателя. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2012.