Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок
Миллиардер и основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков в эфире программы Hard Day's Night телеканала «Дождь» рассказал, почему первые смартфоны с ГЛОНАСС не пользовались популярностью, с кем из политиков он дружит и за кого из предпринимателей он бы не вступился, а также кому не подавал руку 10 лет. Slon выбрал самое интересное из вчерашней беседы с бизнесменом.
– Я, например, за Бородина не пошел бы никогда в жизни никого просить. Я вообще очень толерантный человек, я ни с кем не ссорюсь, у меня нет врагов… Я 10 лет не подавал Бородину руку, сказал при всех, что он негодяй, когда он еще был в огромном фаворе у власти. Я считаю, что это не бизнесмен. Не хочу говорить этими категориями – украл/не украл – это неправильно. Но когда человек на казенном банке… поимел 25%, это уже неправильно и безнравственно, даже не надо уже ничего дальше исследовать. Я бы с таким человеком точно рядом никогда не сел. И когда у него возникли проблемы, он пришел ко мне. Я сразу сказал, что я точно не по этим делам, не собираюсь урегулировать это дело, участвовать в нем, даже если оно сулит какие-то прибыли.
– Чичваркин – очень интересный персонаж, талантливый парень. Мы хотели купить его «Евросеть» и не сошлись в цене – посчитали кредитную нагрузку, посчитали, что нам дешевле создать собственную [компанию сотового ритейла], и жизнь показала, что мы поступили правильно… Но он думает, что мы помогли падению стоимости «Евросети», хотя я к нему очень тепло относился, и мы никаких таких шагов не предпринимали. После этого… у меня никакого желания выступать в его защиту не было... Человек [Чичваркин] почему-то может думать, что ты уличен в крысятничестве, негативном пиаре и других действиях по снижению стоимости компании. Единственное, что [АФК «Система» и МТС] протянули дольше с отказом, чем следовало. Бизнесмен – это хамелеон, он должен постоянно мимикрировать под окружающую обстановку. Чичваркин – предприниматель первой волны. Время пошло вперед, нужно постоянно меняться, а он так и застыл на этом диапазоне. И все его приемы – общение с народом, прием не структурировать сеть, ручное управление – стали уходить в прошлое. Бизнес компании перерос его как человека.
– Вы открываете Forbes и ищете крупнейших владельцев недвижимости Москвы. Мою фамилию вы там не увидите. Мне, по-моему, принадлежит два офиса, в которых мы сидим, земель тоже никаких нет. Сказать, что я что-то получил от мэрии Москвы, – глупо. Да, я дружил с Лужковым. Кстати, я и сейчас с ним дружу. Дружба значит многое, и пользование именем, скажем так, давало привилегии перед всеми остальными. Я не был человеком, которого никто не знает, и это, конечно, позволяло решать вопросы. Таких людей, приближенных, было десятка два. Я дружу и с нынешним мэром, и мы действительно личные друзья, но я ни в один вопрос не вмешался городской: ни по назначению, ни по получению чего-либо. Мы встречаемся очень часто и мы никогда не обсуждаем работу.
: – Да, и он даже рассматривает и, вероятнее всего, что придет, – ничего страшного. Мы не далее как два дня назад эту тему обсуждали.
– Я очень хорошо знаю Мишу. Не могу сказать, что мы были близкими друзьями. Могу сказать даже, что когда я был начальником цеха (на пластмассовом заводе), он у меня работал. Мы окончили один институт с ним. Я понимал всю его мотивацию, мы встречались, обсуждали… Скажу так: он абсолютно талантливый человек. Есть американская модель, что человек каждые 5–7 лет должен менять место. Он жил по этой модели (банк «Менатеп», «Роспром»). Следующей его целью было объединить «Юкос» и «Газпром». Когда он понял, что у него это не получается, ему захотелось заняться политической деятельностью... Я ему сказал: «Миша, ты потеряешь компанию». А он говорит: «А мне уже на компанию наплевать, у меня есть другие задачи» (за месяц или две недели перед его арестом). А когда ты входишь на другую поляну, ты должен жить по другим законам – даже более жестоким, чем в бизнесе. Он уже шел не по графе «бизнесмен». Размер бизнеса должен соответствовать размеру политического влияния его владельца. Если размер бизнеса соответствует политическому влиянию владельца, то владелец может быть спокоен за свой бизнес. Потому что ему хватит ресурса и энергии защитить его. Если размер бизнеса значительно превышает размер политического влияния, то удержать его очень трудно, что мы и увидели. Если размер бизнеса очень мал по сравнению с политическим влиянием владельца, то такого человека называют политиком. Размер бизнеса «Юкоса» превысил размер политического влияния Ходорковского и иже с ним… – Я уверен, что он выйдет. Я не сомневаюсь в этом. В этом году или в следующем – принципиально значения не имеет. Точно выйдет, выйдет несломленным и точно займется какой-нибудь благотворительной деятельностью. Уверен, что он не будет заниматься политической деятельностью. Человек столько не видел семью и близких, чтобы окунуться в политическую деятельность, когда опять на этом минном поле тебя каждую минуту подстерегают из засады... Я не думаю. Миша начал на каком-то этапе «бронзоветь» от сознания собственной значимости. Это плохо, потому что ты сразу теряешь связь адекватную с реальным миром, а ты должен постоянно видеть «обратку». Если ты ее не видишь, ты начинаешь жить в искаженном пространстве, виртуальном мире, а это самое опасное.
– Мы достаточно большую партию продали смартфонов [МТС 945 с чипом ГЛОНАСС–GPS], около 100 000. Вторую партию мы не стали заказывать. Единственным отличием этого смартфона была функция ГЛОНАСС–GPS, а этим пока практически никто не пользуется (автомобилисты ездят со стандартными навигаторами, а не телефонами)… Страна [Россия] потратила миллиарды долларов на запуск спутниковой группировки. Две страны мира только имеют полноценные спутниковые группировки – мы и США. Спутники вращаются на околоземных орбитах, потрачены огромные деньги, а применение сегодня – только военный сигнал. Это хорошо, но это совершенно никак не окупаемая история. И наша главная задача – развить наземный сегмент... Иначе получается, что огромные деньги потрачены на узкую вещь... Да, можно оснастить приемниками ГЛОНАСС автомобильный транспорт, суда, самолеты. Это все казенный аспект, связанный с государственной программой, а главное – добраться до человека.
– Сегодня появился с таким чипом [ГЛОНАСС–GPS] iPhone, смартфоны Nokia. Сейчас пойдут Samsung и вся линейка смартфонов, не сомневаюсь, будут с чипом ГЛОНАСС–GPS. А наш смартфон был первый, почему-то никто не понимает, что первому всегда хуже и труднее... Мы не считаем [МТС 945] неудачным экспериментом. Мы промоутировали наземный аспект применения ГЛОНАСС.