Двадцать третий выпуск рубрики проекта «ПостНаука» на Slon. Подборка самых интересных видео недели с небольшими комментариями от специалистов «ПостНауки». Сегодня у нас: чем живет креативный класс в современном городском пространстве, как память связана с работой разных областей мозга, а также сакральные стороны инаугурации.

Чем живет креативный класс в «новом городе»?

https://www.youtube.com/embed/6S4VvIakDqc?list=UUSPd93is2UQsd_jZ6yHBfqQ?iv_load_policy=1&theme=light&color=white&modestbranding=1&showinfo=0

Сегодня не существует границ между электронным, цифровым миром и миром физическим, пространственным. Физическое и виртуальное пространства фактически перестают различаться. Это серьезный вызов для исследователя, поскольку традиционно городское пространство изучается в рамках urban studies, а любые феномены медиа и новых медиа – в рамках media studies и new media studies. Долгое время представители этих направлений не взаимодействовали друг с другом, вырабатывая понятийный язык, методологию и не замечая, что фактически говорят об одном и том же.

Определение Ричарда Флорида «креативный класс» сейчас много и жестко критикуют. Тем не менее класс, который производит в основном знания и не разделяет жизнь на досуг и работу, существует. Работа может продолжаться почти постоянно, равно как и досуг может вклиниваться в рабочее время. То есть, с одной стороны, это свобода, с другой стороны, это постоянная 24-часовая занятость, и она требует совершенно особого пространства. Требует кафе с Wi-Fi, пространств, где вы можете и отдыхать, и работать одновременно, активно коммуницировать и оставаться наедине с собой. Все это обеспечивают электронные гаджеты. Они пронизывают среду обитания, но это отражается не только на возможности опоясать город дигитальными устройствами, но и в том, как должно конструироваться традиционное, физическое, твердое пространство: должно стать менее твердым, более мобильным, изменчивым, реконструируемым и экологичным.

Формируется новый тип политического участия горожан в жизни города. Мы можем назвать это микрополитикой, потому что, помимо технологий, основным в сетевой культуре оказывается двусторонняя связь между создателем сообщения и его получателем, между тем, кто говорит, и тем, кто слушает. В этом смысле сетевая культура ценна и интересна нам не только технологиями, не только постоянным развитием и предложением новинок, расширяющих наш опыт, но и тем, что увеличивается объем высказываний каждого отдельного человека. Инициативы могут исходить не только от административных организаций, но и «снизу», это так называемые инициативы grass roots. Именно цифровые технологии и их включение в городское пространство позволяют малым политическим группам проявлять активность.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/32900

Человек, который потерял память

https://www.youtube.com/embed/uSwBs6TjdGc?list=UUSPd93is2UQsd_jZ6yHBfqQ?iv_load_policy=1&theme=light&color=white&modestbranding=1&showinfo=0

В 1953 году 27-летний Генри Молисон, страдавший эпилепсией, перенес операцию на головном мозге. Его оперировал американский хирург Уильям Сковилл. Эпилепсия, вероятно, развилась из-за травмы: в десять лет Молисон был сбит велосипедистом. К 27 годам его состояние ухудшилось настолько, что потребовалось нейрохирургическое вмешательство. Уильям Сковилл решил удалить области, которые, как ему казалось, были задействованы в развитии эпилептического припадка. Он извлек с двух сторон области мозга, которые называются гиппокамп и амигдала, а также кусок височной коры. Эпилепсия стала менее выраженной, хоть и не прошла полностью, но произошла и трагическая вещь. Когда пациент очнулся, оказалось, что он ничего не помнит, более того, он не был способен понять, где находится, даже не мог запомнить путь до туалета или столовой.

Благодаря случившемуся мы знаем, что определенные области, такие как гиппокамп и височная кора, могут быть специфически связаны с нарушениями памяти без повреждения интеллекта, сознания, внимания, эмоций, юмора и так далее. Удивительную вещь обнаружили Бренда Милнер и ее сотрудники приблизительно через 10 лет исследований. Они неожиданно выясняли, что Молисон не только не мог запомнить новые вещи, но и страдал ретроградной амнезией. Он помнил два события из своей юности, и постоянно рассказывал о них врачам. Память о дальнейших годах постепенно растворялась, последние несколько лет перед операцией он уже не помнил. Итак, гиппокамп нужен не только для формирования новых воспоминаний, но он каким-то образом позволяет поддерживать память человека на протяжении какого-то срока после ее формирования.

Важное открытие в науке о памяти, также сделанное благодаря этому трагическому случаю, состоит в том, что через несколько лет исследований Бренда Милнер, а затем и другие психологи, работавшие с Герни Молисоном, обнаружили, что у него ушла не вся память. Стало понятно, что у человека есть разные системы памяти, и они расположены или зависят от разных систем в головном мозге.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/33786

Как проходили коронации в средневековой Европе?

https://www.youtube.com/embed/-IM4ZhDtJ7Y?list=UUSPd93is2UQsd_jZ6yHBfqQ?iv_load_policy=1&theme=light&color=white&modestbranding=1&showinfo=0

Коронация – инаугурационный ритуал. Инаугурационные ритуалы, в свою очередь, один из вариантов обряда переходов, хорошо знакомый нам по сегодняшним практикам в демократическом обществе: принесение президентом клятвы или же проезд на черном лимузине по центру вымершего города. Суть в том, что из простого смертного мы при помощи ритуалов создаем личность особого качества. И если говорить о Средневековье, это человек, в той или иной степени приобщенный к потустороннему миру. Как и во многих других обрядах перехода, коронация связана с символической смертью или изображает, представляет собой символическую смерть. Она может быть выражена по-разному, но лучше всего это видно в случае с возвышением очередного папы римского: простой человек или простой кардинал превращается в папу, «в наследника Петра», в викария Христа.

Помазание восстановлено, реконструировано по Библии. По-настоящему ритуал помазания начинает использоваться с XIII века, и в нем есть замечательная черта – это ведь не обычный процесс возвышения государя. Помазание нарушает все прежние традиции. Библейское помазание Саула происходит одновременно с введением самого института царской власти. Помазание Давида – это ситуация, когда Саула нужно свергнуть, фактически происходит государственный переворот. Рождение коронации в VIII веке начинается с государственного переворота, когда династия Меровингов была свергнута Пипином из рода Пипинидов, позже он будет называться родом Каролингов.

Смысл коронации не только в возвышении государя, но в установлении связей, системы сложных обязательств между ним и элитой, которая участвует в этом празднике, в этом ритуале. Дело не только в том, что государь приносит коронационную клятву, дело в том, что разные группы его общества должны быть согласны участвовать в церемонии, должны выполнять свои функции: возлагать корону, проводить церковную службу. Тем самым коронация становится системой социального, культурного и политического договора между правителем и действующей политической элитой.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/32882