БРИКС, похоже, превращаются в полноценную международную политическую структуру. Большинство заявлений, которые прозвучали на прошедшем только что саммите в Нью-Дели, сфокусированы именно на политических вопросах. В таком повороте событий, в общем-то, есть смысл. Экономически страны БРИКС, конечно, очень разные. Взять хотя бы ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. У России он составляет $16 000, у Бразилии – $11 000, у Китая – $7400, а у Индии – $3500. Понятно, что у стран с таким разным уровнем доходов и, соответственно, экономического развития, не может быть слишком много общего с точки зрения совместной экономической политики. Да и про внешнюю торговлю нельзя сказать, что мы торгуем преимущественно с партнерами по БРИКС, как нельзя это сказать про любую другую пару стран из этой пятерки. Тогда в чем же, собственно, причина столь высокой устойчивости этой административно слабо организованной группы? Наверное, в том, что она представляет собой организационную форму борьбы с золотым миллиардом. Это противостояние между странами третьего, а также второго мира (бывшего советского блока) с державами из мира первого. Действительно, вместе страны БРИКС уже сейчас производят 1/5 всего мирового ВВП. Это, конечно, не очень много, учитывая, что их население составляет 40% от населения Земли, но этого достаточно для того, чтобы пытаться консолидированно отвоевывать у традиционных лидеров их экономическое и финансовое влияние. Хорошим примером здесь может стать подход стран БРИКС к реформе МВФ. Согласно официальному заявлению, они видят «неотложную необходимость <...> в осуществлении комплексного пересмотра формулы расчета квот для более точного отражения экономического веса и усиления голоса и представленности стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран». Напомню, сейчас квота России составляет всего 2,8%, а Китая – 3,7% против 17% у США. Реформа квот должна привести к тому, что совокупная квота стран БРИКС удвоится, Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, а три другие страны БРИКС (Россия, Бразилия и Индия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда. Таким образом, получилось, что страны, у которых часто совершенно разные внешнеполитические приоритеты, или которые даже не испытывают особо дружественных чувств друг к другу (например, Индия и Китай), осознали, что нужны друг другу для коллективного лоббирования своих общих экономических интересов в мире. Интересно, что, во время своего премьерства Евгений Примаков предлагал создать «треугольник» из России, Китая и Индии именно для отстаивания общих интересов на международной арене, но тогда идея не сработала. Наверное, не хватало Бразилии.