Фото ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина

По всей видимости, даже та кургузая политическая реформа, которую объявил президент Медведев после начала массовых протестов в декабре, была в нынешних условиях сочтена Кремлем чрезмерной. Сначала ее слегка выхолостили на этапе подготовки президентских законопроектов; теперь и их обставляют дополнительными ограничениями. В начале апреля, в Горках, где теперь работает выселенный из Кремля по причине ремонта президент, состоялся постановочный спектакль в абсолютно советской стилистике. К президенту пришли представители нескольких регионов: два губернатора – Белгородской и Ульяновской областей; два спикера – владимирский и ленинградский (последнего лоббирует сейчас в губернаторы С.Нарышкин) и 4 мэра – Самары, Северодвинска, Набережных Челнов и Хабаровского района. Они донесли до гаранта Конституции свои чаяния: установить плюс к президентскому еще и губернаторско-партийный фильтр на выборах губернаторов, а сами выборы сдвинуть ближе к лету. Все это было неуклюже оформлено как радение об общем благе: дескать, надо отсекать недостойных кандидатов, да и авторитет муниципальных депутатов стоит поднять – пусть поучаствуют в «праймериз» кандидатов в кандидаты... Как всегда, прозвучали глухие ссылки и на опыт других стран. Это выглядит забавно – и потому, что сочетается с местечковой суверенностью, и потому, что в Кремле, заменяя одну свою доморощенную конструкцию другой, не устают ссылаться на чей-то абстрактный опыт – дескать, всё как у людей. При этом, однако, ни анализа работы действующей системы не дают, ни системного видения новой. Характерная черта всех начальников в нашей политической системе и президента Медведева, в частности, – импровизация по-хлестаковски, когда с легкостью неимоверной и без всяких не то что дискуссий, но даже содержательных обоснований предлагаются разнообразные завиральные идеи, будь то изменение часовых поясов или экзотические системы выборов. И каждое новое изменение подается как дальнейшее совершенствование. Суть спектакля c ходоками в Горках – в том, чтобы сохранить лицо Медведеву. Тем, кто происходящее склонен трактовать как борьбу темных сил против «либерала» Медведева, стоит обратить внимание на то, что последний лично добавил важный штрих, умаляющий им же предложенную реформу: один муниципальный депутат может поддержать лишь одного кандидата в губернаторы, что, на мой взгляд, дезавуирует объяснение этого нового фильтра необходимостью отсечь случайных людей. Еще одной неслабой новацией стала идея отказаться от двух и перейти к одному дню голосования (все как у людей!), причем назначить его на начало сентября. Замысел тактический – отодвинуть губернаторские выборы на год, замысел стратегический – проводить выборы под сурдинку в период массовых отпусков. Реформы, по Медведеву, – это «Красненькая речка» в масштабах всей страны. Надо ли говорить о том, что все участники встречи, игравшие спектакль в присутствии режиссера-любителя В.Володина, были единодушны в своих предложениях, и что президент эти «их» идеи поддержал? При этом он попросил ходатаев оформить все от своего имени, как предложения к президентскому законопроекту. Никуда не девается и президентский фильтр, нарушающий, впрочем, как и нынешний порядок «наделения губернаторов полномочиями», базовые принципы федерализма. В правовом государстве, каковым претендует быть Россия, звучащие в Думе заявления о том, что «у президента точно должно быть право вето на выдвижение кандидата в губернаторы, в том числе, если кандидат может поставить под угрозу национальный мир, если он сотрудничал с экстремистскими организациями», выглядят более чем странно. Кстати, выступают с этими заявлениями те же люди, кто в 2004 г. подводили базу под переход к назначению губернаторов, мотивируя это необходимостью не допустить к власти криминал и пустых популистов. Как кажется, предлагая очередной вариант выборов с максимально запрограммированным результатом, в виде, скажем, сохранения губернатора N у власти, Кремль переоценивает результат и недооценивает процесс. Нет худа без добра. С одной стороны, губернатору при новой системе придется поездить-пообщаться с муниципалами, что пойдет и ему, и им на пользу. С другой – все кандидаты, пусть и блокируемые такой системой в плане официальной регистрации, получат трибуну в лице муниципальных депутатов. Да и губернатор N, поездив по городам и весям и заручившись поддержкой муниципальных депутатов, будет уже не тем, кем был до этого. И еще одно: изменилась общая ситуация, и кремлевские кандидаты, включая действующих губернаторов, будут все чаще проигрывать не потому, что им противостоят сильные соперники, а потому, что люди устали и от самой власти, и от ее всепобеждающего желания сохраниться, ничего не меняя.