Сегодня Дума во втором чтении рассмотрит так называемый законопроект о возвращении прямых губернаторских выборов. Кроме этого, в ближайшее время будет принят закон об утверждении единого дня голосования (вместо двух – в марте и октябре, как сейчас), в который и будут проходить в будущем выборы глав субъектов. Это новшество вдобавок к трехуровневой фильтрации кандидатов в губернаторы и консультациям с президентом в ближайшие пять лет еще больше облегчит Кремлю выборы, как минимум, в половине регионов, посчитал Slon: хитрость – в сроках полномочий.
Согласно принимаемому законопроекту, выборы проходят в тот год, в который у губернатора истекает срок полномочий. При этом неважно, заканчиваются ли полномочия губернатора до единого дня голосования или после. Если губернатор заканчивает работу после сентября, то избранный в сентябре глава просто приступает к работе после окончания срока предыдущего, пояснил чиновник Кремля. Но в случае, если окончание срока полномочий действующего главы субъекта приходится на период с января по сентябрь текущего года, то президент своим указом вправе назначить временно исполняющего обязанности главы субъекта вплоть до утверждения нового губернатора. Право назначать врио губернатора в случае прекращений полномочий закреплено изменениями в закон от 2009 года. Например, у губернатора Хакасии полномочия заканчиваются в январе 2014 года, значит, в январе Владимир Путин своим прямым указом назначит кого-либо исполняющим обязанности губернатора, и лишь в сентябре пройдут выборы, после которых установится «настоящий» глава республики. А у главы Свердловской области, скажем, полномочия истекают в ноябре 2013 – кампания все равно пройдет в сентябре, но кто бы ни был избран новым главой республики в начале осени, он приступит к работе лишь в ноябре.
Как посчитал Slon, начиная с 2013 по 2017 год до сентября заканчиваются сроки полномочий у 50 глав субъектов, включая Чукотку, Алтайский край, Северную Осетию, Ростов, Башкортостан, Карелию, Тамбовскую область и пр.
При этом у 37 из них полномочия истекают до июня – то есть до предположительного начала избиательной кампании. Среди них Рязанская и Владимирская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Иркутская область, Красноясркий край, Дагестан и Татарстан, и многие другие.
В случае, если в этих регионах избранный президент Владимир Путин назначит временным до сентября действующего губернатора, де-факто это означает продление полномочий назначенных ранее глав где-то на четыре, а где-то и на все девять месяцев. В случае, если временно исполняющим обязанности губернатора будет кто-то другой, – а, скорее всего, именно он и будет кандидатом на предстоящих выборах – это станет де-факто назначением кандидата от власти главой региона еще до проведения избирательной кампании.
Как минимум, губернаторский (хоть и временный) пост за полгода – это фактически продление избирательной кампании выбранному врио. Еще до 2005 года, когда в России действовали прямые выборы глав субъектов, неоднократно отмечались преиущества действующих или поддержанных властью кандидатов перед самовыдвиженцами: в их руках и местная пресса, и подконтрольность как бюджетных учреждений, так и правоохранительных органов. Стоит ли отмечать, что человек на должности главы субъекта априори чаще показывается избирателю, чем любой другой кандидат.
В Кремле считают, что это все проблемы других кандидатов – мол, пусть начинают работать в регионе пораньше, до начала избирательной кампании. «Вопросы кампании – это вопрос узнаваемости. Чтобы выиграть летнюю, пассивную, с точки зрения избирателей, кампанию, надо кандидатам быть более активными в субъектах, чтобы не получалось так, чтобы кандидат мог зайти за три месяца, выскочить на кампанию и раскрутиться. Кандидаты и партии должны входить в регион раньше, чтобы быть узнаваемыми», – объясняет чиновник Кремля. «Мы не можем заставлять страну два раза пройти на выборы, – говорит источник. – Это очень большая нагрузка на институты государственного управления».
Помимо принимаемых сегодня норм, к закону о выборах позже может добавиться еще одна, говорит источник в Кремле: запрет на участие в выборах для тех губернаторов, которые сложили свои полномочия добровольно и досрочно – такой запрет действовал для губернаторов до 2005 года. В нынешней редакции законопроекта оговорено, что президент вправе разрешать или не разрешать «соскочившему» губернатору участвовать в выборах.
Очевидно, что норма о «врио до выборов» должна работать единожды, до унификации сроков полномочий всех губернаторов – однако уже в ближайшие пять лет таких губернаторов будет пятьдесят. Впрочем, еще не факт, что данная система выборов глав субъектов вообще просуществует до 2017 года. «Это только начало реформы, – признает чиновник Кремля. – Не факт, что через пять лет система выборов губернаторов не будет иной».