Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Основатель и генеральный директор интернет-магазина «Ютинет.Ру» Михаил Уколов всерьез увлечен авиацией. Не менее двух раз в год сам садится за штурвал, а российские бомбардировщики вычисляют цели в том числе по его расчетам. Тем не менее, совсем уходить в авиацию Михаил не намерен: несмотря на всю ее привлекательность, в России этот бизнес тяжел на подъем.


Михаил Уколов
Основатель и генеральный директор
интернет-магазина «Ютинет.Ру»

«Времени и денег всегда не хватает, но на самолеты, как на семью и бизнес, они находятся всегда. Раньше я еще и автомобилями увлекался – но самолет лучше, проще, в нем три измерения. Опять же, ощущение ветра, скорости – и не так рискованно, как увлечение мотоциклами, например. 

В детстве я летать боялся. Но боялся летать, когда не летал, потому что все страхи от незнания. Потом я стал читать, как самолеты летают на самом деле, как они устроены. В институте начал летать как пассажир – оказалось, что это не страшно. Но бывали случаи, когда мои знания усложняли жизнь. После окончания школы полетел с отцом сдавать экзамены в Москву. И я, такой юный аналитик в области авиации, сразу посмотрел модель самолета по билетам – Як-42 – полез в энциклопедию и узнал про него все параметры: дальность, время полета, расход бензина. Из Краснодара лететь в Москву два часа, расстояние 1100 километров – для Як-42 это большой запас, можно в Питер слетать или Нижний Новгород, если вдруг что-то случится. И вот прилетаем мы в Москву – не сажают: гроза. И как обычно – в зону ожидания, гоняют нас по кругу среди этих туч. Красиво: молнии в окошке, пять самолетов с нами по кругу. Полчаса летаем, час летаем – начинаю считать, когда бензин кончится. Папа успокаивает: пилот знает, что делать. А я уже белый: по моим расчетам, бензина у него не осталось. В итоге сели мы на четвертом часу при первом просвете на небе, заходили на аэродром друг за другом с другими самолетами – видимо, бензина не было уже не только у нас. Вот самое яркое мое впечатление от авиации.


Пассажирский Як-42 и спортивный Як-52

Когда был студентом, приходилось работать на Генштаб. Мы с Давидом Галояном, нашим IT-директором, написали достаточно жесткую программу по наведению ракет на цели – для установки на бомбардировщики. Там карта, наземные цели и расчет итоговой координаты – и туда ракетой! И вот, когда я был на МАКСе, эту штуку демонстрировали установленной на самолет. Когда я это разрабатывал, совсем не верил, что ее поставят на вооружение. 

В первый раз сажусь за штурвал — мне предлагают

надеть парашют. Если что, прыгай.

Я хотел получить профессиональную лицензию, но от этой идеи пока отказался – не хочу быть транспортным пилотом. А дальше любительскую лицензию получу. Пока мне хватает выехать на аэродром и полетать на спортивных Як-52 – это главный учебно-спортивный самолет. Инструктор, ты – и полетели. Помню, в первый раз сажусь за штурвал – мне предлагают надеть парашют. Я думал, не дают их в самолетах. Наводит на мысли: интересно, зачем мне дают парашют? А по инструктажу там рычаг, за него дергаешь – и пошел из самолета. Если что, прыгай. Слава богу, со мной в полетах не было никаких происшествий: самолет себя вел так, как должен. Спортивный самолет – он очень послушный. Следующий этап – полетать на аэрофлотовских тренажерах.

На бизнесе увлечение авиацией не сказывается никак – кроме того, что летать мне нравится. Но в пассажирской кабине не так ощущаешь себя, когда уже полетал за штурвалом. Я думал про авиационный бизнес, но он низкорентабельный. С точки зрения бизнеса мне это неинтересно, но я знаю, у кого какие флоты, кто куда переходит, механику бизнеса. Например, любой российский аэропорт в обслуживании самолетов дороже, чем западный аэропорт: в Германии посадить самолет и обслужить его в два раза дешевле, чем в Питере. И как, в минус жить?»