Традиционный, «организованный» туризм с плотоядным интересом смотрит на то, что происходит в интернете. 50-процентный рост по итогам 2011-го в онлайн-сегменте (по данным Клиринговой палаты) против заявленных 15% в классической отрасли – повод пересмотреть ключевые принципы работы и отдыха. При этом самостоятельные туристы – особая аудитория, переключиться на которую для турагентства – задача не из легких. Возьмем потребительское поведение: по данным Ассоциации туроператоров России, прошлым летом туристический наплыв пришелся на Египет, Турцию и Китай; «интернет-путешественники», напротив, традиционно выбирают Испанию, Черногорию и Болгарию. И здесь мы тоже видим бум самостоятельных путешествий. В первом квартале 2012 года (не самое, надо отметить, туристическое время) генеральное консульство Испании в Москве выдало почти 81 400 виз, что на 36,75% больше, чем за аналогичный период годом ранее
Конечно, далеко не везде самостоятельному путешественнику удастся сэкономить. Направления вроде Турции, Египта и Туниса, являющиеся классическими образцами организованного туризма, не поддаются новым веяниям. Цена за пакет все равно ниже и, попробовав собрать самостоятельно перелет, отель и трансфер, вы можете получить в итоге оглушительные 40 000 рублей, что для уже почти родной и чуть ли не подмосковной Турции как-то слишком.
Впрочем, бороться за относительно небольшую группу потребителей (в прошлом году выезжающих за границу насчитали всего 2%) – далеко не единственная возможность для офлайновых агентств. Та же Клиринговая палата, насчитав 10-миллионное прибавление пассажиропотока на всем рынке воздушных перевозок, выявила, что 32 млн пришлись исключительно на внутренний рынок – и вот уже за него можно было бы побороться. Ведь как бы пригодился России опыт налаживания инфраструктуры в каком-нибудь Кемере.