Бывает и такое – приходишь на встречу с потенциальным кандидатом в «Клуб 33», общаешься и понимаешь: отличный парень, профессионал, только вот в клуб пока еще не попадает. Так случилось с 25-летним управляющим директором Airbnb Юджином (Евгением) Миропольски. В свои довольно-таки юные годы (в Европе в этом возрасте еще в институте учатся) Юджин занимается развитием сервиса в 11 странах Восточной и Центральной Европы. 

Для тех, кто не в курсе: Airnbnb предоставляет людям возможность, отправляясь в путешествие, найти жилье у местных жителей, сдающих свои квартиры, дома или комнаты. Сервис был основан в 2008 году, а уже через год попал в Y Combinator Пола Грэма, получил инвестиции в размере $7,2 миллиона от Greylock Partners и Sequoia Capital. На тот момент общее количество «ночлегов» на сайте составило 700 000, уже через год – миллион. Компания вышла на международный рынок, купив своего немецкого клона Accoleo. В июле 2011 стоимость Airbnb оценили в $1 млрд. Не так давно компания открыла офис в Париже, а затем продвинулась на Восток: в Польшу, Киев и Москву (в феврале нынешнего года здесь тоже появился офис). Задачи перед Юджином Миропольски, взявшимся за продвижение на Востоке, стоят сложные – сформировать новую культуру аренды и сдачи в аренду жилья в постсоветском пространстве сложнее, чем в Штатах. Как построен бизнес компании? На чем она зарабатывает? Какие особенности бизнеса в России? Мы предоставили слово Евгению.

Кто такой Евгений Миропольски

«Я родился в Эстонии, а в 6 лет переехал с родителями-инженерами в Германию. И вот, два года назад я снова переехал жить в Россию. Занимался разными проектами: «Купибонус.ру», KupiVIP.ru, Groupon, а 8 месяцев назад я присоединился к Airnbnb – сначала работал в офисе Берлине, а потом открылось российское представительство. Закончил университет WHU-Otto Beisheim School of Management в городе Кобленц. Помню, к нам приходил немецкий основатель клона Zappos – я тогда понял, что близок к предпринимателям, но никогда не мог представить, что буду на кого-то работать.

Мне хотелось всегда создать что-то. Конечно, Airnbnb, основал не я, я только присоединился, но, с другой стороны, у нас предпринимательский подход, я отвечаю за несколько рынков. У нас нет правил, по которым надо играть. Надо каждый день учиться и изобретать.

Что успел сделать до Airbnb

«Через Оскара Хартманна я стал делать свой проект, начал работать в Fast Lane Ventures (компания Хартманна, например, она создала, Sapato.ru), мы начали развивать «Купибонус.ру». Потом я работал на VIP.ru. Сделали социальную интеграцию с социальной сетью «Одноклассники», назывался «Шопингклуб» – такой проект, где можно было купить одежду через сеть. Вообще, мне важно, чтобы в том, чем я занимаюсь, был личный интерес. Тот же KupiVIP.ru – мне интересны проблемы логистики, то, как офлайновые операции будут проводиться в интернете».

О  доверии

«Самое важное – это доверие. Люди в России не доверяют интернету, но еще больше они не доверяют друг другу. Сейчас в Москве 550 предложений жилья, в котором уже кто-то жил – это хороший показатель. Мы фокусируемся на покупательском опыте: больше чем 90% всех транзакций – это не онлайн, а оффлайн (человек приезжает и платит на месте). Важны впечатления человека».

Я не вижу возрастной ловушки, не думаю, что пользоваться Airbnb будут только молодые люди. Нам нужно нарастить критическую массу – и люди начнут доверять. 

Наша статистика показывает, что у нас очень много пользователей от 35 лет до 45 лет. Есть даже те, кто старше 55 лет. То же самое в России: диверсифицированная публика, которой далеко не 20 лет. Есть уже класс людей, которые зарабатывают, купили квартиру, могут сдавать ее».

О  значимости человеческой истории в развитии бизнеса

«В предыдущих проектах я не работал долго, но многому научился: как искать людей, как выстраивать процессы с нуля. В Airbnb я надолго. Я отвечаю за 11 стран в Центральной и Восточной Европе: Греция Швейцария, Венгрия, Польша, Россия, Украина и другие. Общаюсь напрямую с людьми. С одной стороны, я сам себя с этим всем идентифицирую, а с другой, есть истории, которые вдохновляют. Например, был такой случай: в Лондоне живет человек Себастьян, и во время погромов показывали его дом, ему позвонила мама через 24 часа после репортажа и спросила, все ли в порядке? Но до нее ему успели позвонить восемь человек, которые у него останавливались. Наш проект не про путешествия, а про людей и их взаимоотношения».

Плюсы и минусы российского рынка

«Впервые я проходил практику в России 2008 году – в филиале компании Nivea. Да, это не интернет-бизнес, скорости разные. Что касается проблем, то все зависит от компании, от страны. Нельзя говорить, что где-то можно строить бизнес, а где-то нет. Россию считают сложной для предпринимательства страной. Я с этим не согласен: люди здесь предприимчивые, в Германии намного меньше предпринимателей, и у них уже есть определенные алгоритмы и стремления. В России совсем иначе, тут все быстро развивается. Здесь много молодых людей, которые видят перспективы для себя. Похожая ситуация, кстати, в Украине. 

Мой пример для подражания – «Яндекс» и люди, в нем работающие. Это сейчас «Яндекс» – гигант, но вырос-то он из маленького стартапа».

О социальной коммерции

«Мне кажется, многие компании стремятся к социальной коммерции. Это направление перспективно, но . Нужно находить правильные способы интеграции людей и социальной коммерции, тогда можно сказать, что это работает. Нам в Airnbnb удалось сделать социальную составляющую, мы очень серьезно работаем по интеграции в Facebook».

О принципах продвижения

«Самое важное – не то, чтобы стать массовыми сразу. Рост должен был органическим, чтобы люди, воспользовавшиеся услугами сервиса, рекомендовали нас друг другу. Если я не путешествовал через Airbnb, говорили они, я не получил бы таких впечатлений, потому что путешествия – это эмоции, которыми хочется поделиться с друзьями. Поэтому мы фокусируемся на мелочах».

Надо помнить: пользуясь Airbnb, вы пускаете чужого человека к себе домой. Это очень сильно отличается от традиционных интернет-проектов, того же Zappos, который продает обувь: вам привезли обувь и все. Здесь к вам приезжает человек, либо вы живете с ним, либо он один в вашей квартире. 

Формирование доверия происходит не только с помощью людей и их опыта – важен функционал сайта. Для этого мы автоматизировали оплату через наш сайт. Когда путешественник бронирует жилье, 100% суммы берет Airbnb – владельцу они выплачиваются только тогда, когда путешественник прибыл на место и сообщил, что все хорошо. Это первое. Второе – наши отзывы не всегда только позитивные. Наконец, путешественники могут найти себе жилье по интересам: вы любите джаз, вы приезжаете в Чикаго, хотите пожить в семье, которая любит джаз».

План захвата: не только города-миллионники

«25 человек в Москве (на данный момент у нас 550 предложений в столице) не вся Россия. Приоритетные города в России для нас: Москва, Санкт-Петербург, Сочи – потому что лето и потому что Олимпиада. Это хорошо для локальной экономики».

Как работает (и зарабатывает) Airbnb (Air Bed And Breakfast) Модель сервиса проста: человеку нужно найти жилье перед тем, как отправиться в путешествие, он решает снять комнату, квартиру (или даже бунгало) у местного жителя на любое время – хоть на сутки, хоть на целый месяц. Сервис, живущий в сети, выступает посредником между тем, кто хочет снять жилье, и тем, кто его сдает. Компания зарабатывает на процентах от сделки: 3% берется с хозяина от общей стоимости бронирования для того, чтобы покрыть банковские переводы. От 6% до 12% с путешественника – при средней стоимости оплаты за сутки $100. А также выступает в качестве поручителя, отвечающего за безопасность сделки. Есть и ряд других услуг: например, услуги консьержа – по телефону можно получить совет о лучших местных ресторанах, помощь при бронировании авиабилетов, помощь при дорожных обстоятельствах или в оказании медицинской помощи. Надо сказать, что в России, где существует проблема нехватки отелей, сервис может пригодиться. К тому же на носу Олимпиада-2014 в Сочи: даже если инфраструктура в городе будет возведена полностью и в срок, не всем туристам достанется уютный номер в отеле. О перспективах говорит и тот факт, что инвесторы, том числе, и отечественные, вкладывались в сервис. Например, год назад инвестиционный фонд Юрия Мильнера и Алишера Усманова DST Global вложил $112 000 000. В том раунде финансирования также приняли участие крупные американские инвестиционные фонды Andreessen Horowitz и General Catalyst. Сейчас, по данным Airbnb, на их сайте представлено более 100 000 квартир в 19 000 городах 194 стран. В начале 2011 года пользователями было забронировано более 1 млн ночевок.