Фото: REUTERS/Lucy Nicholson
Европейское антимонопольное расследование в отношение Google, которое длилось 2 года, наконец завершено. Комиссия Евросоюза по антимонопольной политике признала, что крупнейшая интернет-компания злоупотребляет доминирующим положением на рынке онлайн-поиска и потребовала устранить нарушения в течение нескольких недель. Если Google откажется реагировать на требования европейских чиновников, ей грозит штраф в рекордные $3 млрд. (По принципу – до 10% годовой выручки компании).
Подчиниться ли Google требованиям Еврокомиссии? Фактически – нет. Заплатит ли компания $3 млрд штрафа? Скорее всего, тоже нет.
Начнем со штрафа. Когда мировые СМИ раструбили о рекордном штрафе, который грозит Google, они не учли важный момент. Сама Еврокомиссия никакого штрафа назначить не может. Она по требованию 17 заявителей (среди них – Microsoft, TripAdvisor, Opodo, eDreams, 1PlusV) лишь изучила политику Google на европейском рынке и согласилась с их претензиями. Проведена большая бюрократическая экспертиза, учитывающая особенности антимонопольного законодательства ЕС в целом и отдельных европейских стран в частности. Если Google требования Еврокомиссии проигнорирует, евробюрократы пойдут со своей экспертизой в суд с официальным иском, в котором и потребуют оштрафовать интернет-компанию на 10% годовой выручки. Именно суду предстоит решить, нарушает ли политика Google законы ЕС и стоят ли эти нарушения столь большого штрафа.
Чтобы не углубляться в профессиональные и технические подробности, лишь отмечу: на подачу и принятие иска к рассмотрению (да, суд еще может отказать в иске, если посчитает экспертизу Еврокомиссии недостаточно обоснованной!) понадобится от полугода до года, европейский арбитраж перегружен и быстрее не работает. Дальше будет суд, который, как показывает практика, продлится не один год. Например, судебная тяжба между Microsoft и Еврокомиссией длилась больше 5 лет, и тогда Microsoft пришлось выплатить штраф более $1 млрд.
Итак, до штрафа еще очень далеко. Но и без этого у Google есть все возможности, не доведя дело до суда, избежать наказания, не сильно при этом изменив своим бизнес-принципам. Судя по заявлению комиссара Евросоюза по антимонопольной политике Хоакина Альмунии (официальное письмо комиссии к интернет-компании, к сожалению, пока не опубликовано), претензии Еврокомиссии касаются не только поисковой системы компании. Во-первых, считают европейские антимонопольные органы, в поисковой выдаче компания отдает преимущество собственным сайтам и сервисам. Во-вторых, она копирует контент сайтов-конкурентов без их согласия. В-третьих, она удерживает клиентов от размещения рекламы на конкурирующих порталах.
Первая претензия – главная и давняя. У Google уже есть несколько американских кейсов, которые демонстрируют, что обойти ее или минимизировать опасность не так уж сложно. В компании научились оперативно менять поисковые алгоритмы. В случае необходимости в суд приносятся результаты независимых экспертиз (совершенно объективных), показывающих что поисковая система рассматривает весь массив информации без приоритетных критериев на уровне алгоритма. Преимущественная же выдача сервисов Google при определенных запросах обусловлена реальным спросом пользователей, на показатели которого в том числе ориентируется система. Проще говоря, спор переводится из плоскости «зачем Google продвигает свое» в плоскость «почему сервисы Google в рамках общего для всех алгоритма попадают в выдачу первыми». Доказать, что Google манипулирует данными в новых условиях очень сложно. Пока Еврокомиссия доведет жалобу до суда, поисковые алгоритмы Google поменяются несколько раз, а старые данные экспертизы для судебного разбирательства не очень полезны.
Вторая претензия – тоже для Google,конечно, не новость. Еще в прошлом году сервисы TripAdvisor, Yelp и Citysearch заставили интернет-компанию удалить из Google Places все отзывы, скопированные с их сайтов. Уже тогда стала понятна стратегия защиты Google: мы готовы удалять контент по требованию сервис-правообладателей, но не готовы ограничить пользователей в праве цитировать в рекомендациях (где бы то не было: в Google+ или в Google Maps) чужую пользовательскую информацию со сторонних сайтов. Поскольку редакционный контент на туристических и геолокационных сайтах сегодня давно размыт пользовательским, доказать какое-либо право на него очень сложно. Так, уже через несколько месяцев после того, как Google Places очистили от пользовательских рекомендаций TripAdvisor, они снова заполнили гугловские сайты – но сделано уже это было руками самих пользователей.
Что касается удержания клиентов от размещения рекламы на конкурирующих порталах, то без подробного изучения официальной жалобы Еврокомиссии прокомментировать этот пункт сложно. Видимо, речь идет об использовании поисковой площадки Google для продвижения собственных рекламных продуктов, скидок на рекламу и рекламных предложений. Ок, здесь есть за что уцепиться. Но, судя по заявлению Хоакина Альмунии, этот пункт претензий как раз не является приоритетным.
В Google уже заявили, что компания не согласна с выводами Еврокомиссии, однако «готова к обсуждению проблемы». Это означает, что будет предпринята попытка досудебного урегулирования. Скорее всего этим все и закончится. На какие-то компромиссы интернет-компания пойдет, но кардинально ее политика не изменится. От монополизма Google европейский рынок спасет только свой, европейский, Google.