Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Мытарствам заемщиков, желающим узнать свою кредитную историю, приходит конец. Одно из крупнейших бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» сегодня запускает сервис для физических лиц «Кредитная история онлайн». Узнавать и контролировать записи в своей кредитной истории заемщики теперь могут через интернет, что уже давно доступно потребителям за рубежом. Вместе с кредитной историей бюро на ее основе предоставляет и скоринг – балльную оценку платежной дисциплины заемщика, на которую при принятии кредитного решения ориентируются банки. Чтобы воспользоваться предложением через личный кабинет на сайте бюро, заемщику потребуется пройти один раз идентификацию. Это можно сделать либо посетив офис бюро в Москве, либо отправив заверенную телеграмму по почте. В дополнение к отчету и скорингу «Эквифакс» вскоре предоставит возможность подачи онлайн-заявок на корректировку кредитной истории и получения оповещений о появлении в ней новых записей, что позволяет вовремя реагировать на кредитное мошенничество. Данные опции уже отображены на сайте системы и, как обещают в бюро, будут доступны в ближайшее время, при этом услугу взаимодействия с системой online дополнит sms-информирование. Раз в год кредитная история по закону предоставляется бесплатно, повторное обращение интернет-пользователям обойдется по тарифу бюро в 300 рублей. Как пояснили Slon в пресс-службе «Эквифакс», это специальная цена на услугу, а цена на повторное получение кредитной истории традиционным способом остается прежней – 590 рублей. Другие бюро кредитных историй напрямую не представляют отчеты через интернет. В НБКИ услуга получения отчета и скорингового балла онлайн с декабря доступна у агентов и является платной. Ее можно получить через «Агентство кредитной информации» (Москва) и «ЭкспертБизнесКонсалтинг» (Свердловская область), скоро доступ в личный кабинет появится на сайте Ассоциации российских банков. Генеральный директор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин рассчитывает, что до конца года с учетом предоставления услуг через онлайн-кабинет бюро обработает еще 30 000 – 50 000 обращений граждан (сколько запросов уже обработано, бюро не раскрывает). Спрос на получение кредитных историй растет в 2-3 раза ежегодно, однако все еще остается низким, несмотря на то, что система кредитных историй существует уже семь лет. В Центральном каталоге кредитных историй уже накоплены истории 64 млн физлиц, тем не менее, запрашивал и видел свою кредитную историю лишь один заемщик из 750. Такая ситуация – результат не только недостаточной финансовой грамотности граждан, но и объективных трудностей с получением кредитной истории, требующих посещения нотариуса или отправки заверенной телеграммы в почтовом отделении. Получать кредитный отчет через интернет будет на порядок проще, так что не исключено, что «Эквифакс» оценивает спрос на новые услуги слишком консервативно.