Фото: PhotoXPress.ru
Правительство включило в среднесрочный план приватизации пакет размером 25% минус 1 акция «Российских железных дорог» (РЖД). Среди всех утвержденных к продаже государственных активов, этот – наиболее спорный. В глазах либералов нового правительства глава компании Владимир Якунин, не ожидающий от потенциальной сделки ничего, «кроме головной боли», вероятно, выглядит ретроградом. Однако он совершенно прав. «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте» была утверждена в 2001 г. правительством Михаила Касьянова, где основные партии исполняли всеми признанные либералы и реформаторы Герман Греф и Алексей Кудрин. Основной идеей реформы было избавление правительства от хозяйственных функций с последующим разделением монопольного и конкурентного секторов на федеральном железнодорожном транспорте. К первому была отнесена инфраструктура, связанные с ней услуги плюс диспетчерское управление. Ко второму – перевозка пассажиров и грузов. Сегодня мало кто помнит, что образцом для реформы российского Министерства путей сообщения послужила Великобритания, где практически вся железнодорожная инфраструктура контролируется, обслуживается и модернизируется компанией Network Rail Ltd. Ее организационно-правовая форма – частная компания с ответственностью, ограниченной гарантией участников. Согласно британскому праву, такие юридические лица не имеют акционеров и уставного капитала. Высшим органом управления в таких компаниях является собрание участников, в случае Network Rail – представителей государства, перевозчиков и основных подрядчиков. Вся полученная компанией прибыль реинвестируется в развитие инфраструктуры. Подобное устройство породило до сих пор не разрешенное непонимание статуса Network Rail. Счетная палата Великобритании считает компанию государственной, статистическое ведомство – частной. Общественные организации, борющиеся за повышение подотчетности правительства, также склоняются к первому варианту и сетуют, что на Network Rail не распространяются положения закона о свободе информации. Но приватизации компании никто из них не требует. РЖД, подобно Network Rail, сегодня также является скорее инфраструктурной компанией. Пассажирские и грузовые перевозки полностью переданы частным операторам, операционная рентабельность наиболее крупных из них близка к 25%. Но даже при таком, весьма неплохом финансовом результате, участники железнодорожного рынка имеют повод для недовольства: высокая инфраструктурная составляющая в составе платежей за услуги РЖД. Частные операторы полагают, что монополист неэффективно использует собственные ресурсы, а также возможности привлечения денег с рынка, перекладывая на бизнес бремя финансирования собственной инвестиционной программы. Многие верят в приватизацию как средство заставить систему работать более эффективно. Однако не следует забывать, что, заботясь о частных операторах, правительство уже несколько лет сдерживает рост тарифов, согласившись на финансирование части инфраструктурных затрат через увеличение капитала РЖД. Не далее как в конце 2011 г. по такой схеме компания получила порядка 90 млрд руб. Средства правительства, хотя и в другой форме (через субсидии и гранты), получает и Network Rail. В минувшем финансовом году объем госрасходов Великобритании на поддержку компании составил $6,3 млрд (около 190 млрд руб.). У меня нет никаких сомнений, что подобная практика будет продолжена в дальнейшем – дефицит инвестиционной программы РЖД составляет сотни миллиардов рублей. Это означает, что частный акционер или акционеры регулярно будут оказываться перед выбором: выложить дополнительные средства для выкупа акций новой эмиссии пропорционально своей доле или согласиться на ее уменьшение. Это существенно снижает стимулы участвовать в приватизации монополии. Единственный механизм, позволяющий устранить проблему, – провести биржевое размещение новой эмиссии акций РЖД, то есть настоящее IPO. В этом случае компания получит средства на финансирование инвестиционной программы, а частные акционеры избавятся от угрозы обесценения своих вложений. Однако, с точки зрения государства, выгода станет менее явной и очевидной – прямое поступление денег в доходную часть бюджета заменит экономия на инвестиционных расходах.