Иллюстрация: Виктор Васнецов "Призвание варягов"
В тусовке стартаперов царит культ иностранных специалистов. У нас ценят нездешний опыт и присущие западным менеджерам деятельность и оптимизм. Но, начав сотрудничество с менторами-экспатами, мы в компании Odinotvet.ru на своем примере убедились, что опыт работы на океаном и внушительное резюме – далеко не гарантия хорошей работы.
Ментор для стартапа – все равно что научный руководитель в ВУЗе. Это человек, который уже заработал денег (ну или славу) и дает советы потенциальным звездам интернета. Менторы стали настолько обыденным явлением для стартапов, что основатель компании «Главстарт» Аркадий Морейнис стал собирать на свои мероприятия целые отряды менторов. Он ставил в ряд десятки столов и усаживал за них уважаемых в интернет-тусовке персонажей. Они принимали стартаперов в потоковом режиме, как врачи в государственной поликлинике. Если кому-то из врачей вдруг нравился один из пациентов, он мог взять над ним шефство.
Нам нужен был совет по поиску инвестора, и для этого мы искали менторов прежде всего среди иностранцев: в компании Fast Lane Ventures, которая запускала наш проект и дала «посевные» деньги на его развитие, особенно ценили западный опыт. Что в общем-то логично – ведь Fast Lane запускает стартапы по моделям, уже доказавшим свою эффективность на западных рынках.
Из списка потенциальных кандидатов, который наш СЕО Елена Рахимова представила менеджерам Fast Lane Ventures, мы вместе с ними выбрали двоих – Джека Барбанелли и Томаса Настаса. В ходе переговоров экспаты уверили нас, что помогут с поисками инвесторов, – это была одна из главных задач, которая перед нами стояла.
Резюме у них были представительные. Оба в разное время работали в инвестиционных фондах. И один, и другой преподавали в американских университетах и ездили по всему миру с лекциями на тему привлечения инвестиций. У Настаса был опыт работы в менторских советах разных организаций разных стран СНГ. Он, в частности, входил в Госсовет Казахстана по IT. Кроме Казахстана, он еще работал в Индии, и даже в Африку его заносило. Все это конечно впечатляло.
Но то, что произошло дальше, будет хорошим уроком для тех, кто все еще верит, что появление иностранца в интернет-компании – всегда на пользу.
Вместо того, чтобы помогать нам в поиске инвесторов, Джек Барбанелли попробовал переманить Елену Рахимову и нашего технического директора Николая Грачева в свой проект, – он собирался делать социальную сеть. Переманить не получилось, и тогда постепенно он свел общение на нет.
С Томасом Настасом пришлось расстаться уже по нашей инициативе: никаких советов от него мы не дождались. Зато узнав, что мы организуем партнерскую программу с Bosco, он вдруг стал продвигать некую американскую компанию по производству горнолыжной одежды. Настас хотел свести их с Bosco – и заработать на этом. Другое предложение от него поступило уже к генеральному директору Fast Lane Ventures Марине Трещевой. Наш ментор долго уговаривал ее взять его в наблюдательный совет компании – ему была нужна строчка в резюме.
Экспаты явно оказались не готовы к менторству и пытались решить с нашей помощью какие-то свои задачи, хотя их профессионализм и порядочность мы не можем подвергать сомнению.
Нам, впрочем, еще повезло. Рекламное агентство, которое обслуживало несколько стартапов Fast Lane Ventures, столкнулось с настоящим «карьерным аферистом», приехавшим из-за границы. Экспат покорил тамошних сотрудников неординарной внешностью и ездой на мототакси, а через пару месяцев выяснилось, что у нового директора не только липовое резюме, но и поддельный паспорт.
Мы поняли, что надежды, которые мы возлагали на экспатов, не оправдываются. При этом сотрудничество с российскими менторами оказалось намного более плодотворным.
Советы по развитию продукта согласились дать основатель Softkey Феликс Мучник и основатель Liveinternet Герман Клименко. И они действительно не жалели времени на то, чтобы вникать в нашу работу. Один копался в технической стороне работы нашего сайта Odinotvet.ru, другой изучал бизнес-модель проекта. Клименко не жалел своего времени, часами рассказывая нам по вечерам, как работают его интернет-проекты, и что бы он посоветовал нам, чтобы стать эффективнее.
Напрашивается мораль: долой иностранцев, да здравствуют соотечественники. Но я бы предостерег и от таких выводов. Оценивать людей нужно по делам, а не по резюме и стране происхождения, и менторы – не исключение. Блестящие профессионалы, равнодушные менеджеры, работающие от звонка до звонка, и настоящие проходимцы разбросаны по поверхности планеты примерно в равной пропорции. Поэтому, наверное, стоит постараться как можно быстрее понять, кто прислал вам свое резюме.