Каждая неделя приносит известия о сворачивании очередного медийного проекта. Наступающий ледниковый период в медиа можно, конечно, связать с холодной войной между властью и обществом. Но есть еще причина, менее заметная.
За 2–3 года до выборов, то есть примерно в 2009–2010 году, на рынке медиа сошлось несколько настроений.
Настроение 1. Выход, точнее, «выполз» из кризиса. Точнее, даже некое ожидание, что худшее позади и впереди все равно какое-нибудь оживление.
Настроение 2. Политические предчувствия, желание околомедийных инвесторов вложиться в какой-нибудь рупор. Причем речь не только о политических СМИ, а о любых медийных площадках, способных формировать повестку или влиять на нее. В конце концов, должна же на выборах биться какая-то общественная мысль. Это было разумное предвосхищение спроса.
Настроение 3. Стратегическое понимание, что индустрию медиа лихорадит и что-то в ней будет меняться. Поэтому крупно и в долгую вкладываться рискованно. Но поставить фишку на какую-нибудь симпатичную клетку не помешает. Венчурные инвестиции.
Эти три фактора предопределили, с одной стороны, оживление ожиданий и инвестиций на рынке медиа. Ну, а с другой стороны, горизонт тех ожиданий изначально был ограничен. Надолго вкладываться не стоит, отрасль на пороге неизвестности. Да вот как раз к выборам – и нормально. А там видно будет.
В общем, временная составляющая изначально сквозила.
Теперь это время вышло. Медиаставки, сделанные на выборное оживление общественной дискуссии или просто на то, чтобы стать каналом пропаганды, уже сыграли. Или не сыграли. Эти ставки больше не нужны и бессмысленны. Вот почему проекты угасают. А не потому, что власть душит и что-то такое душительное носится в воздухе.
То есть, душительное, конечно, тоже носится, но сработала все-таки и техническая предопределенность. Просто сейчас из-за унылости общественного самочувствия мало кто помнит былые, робкие, но все-таки ожидания свежего ветра и каких-то возможностей, что ли. Разного рода претендентам важно было выйти на рынок со своим медийным инструментом, чтобы предложить его публике или главному плательщику (а может, и альтернативным интересантам – мало ли, как дела пойдут).
Два года назад ожидания предвыборной движухи породили довольно заметный всплеск медиаинвестиций в новые и старые проекты. Но объектом тех инвестиций были вовсе не медиа, а выборы. И только если бы на выборах вдруг стартовала реальная, большая, совсем большая движуха…. Но не стартовала. Наоборот.
В общем, инвестпериод прошел, инвестиции сворачиваются. Другое дело, что закрытие высокого сезона происходит с некоторым даже избыточным рвением – общественная дискуссия оказалась слишком сильно не нужна. Частично вина за это лежит как раз на тех медиаинвестициях. Они-таки поспособствовали разогреву общественной мысли до непривычно высоких градусов. Благодаря этому завершение цикла усугубляется теперь ожесточением реакции.
С одной стороны – звенья одной цепи. А с другой – фонарики одной гирлянды. Праздник кончился, гирлянду тушат. Для отрасли это тоже грустно, конечно. Где теперь бюджеты? Нет теперь бюджетов. А рынка и подавно нет – с него живут единицы. Что остается? Украина, корпоративные медиа, погружение в ил до следующего цикла.