Компании «Яндекс» удалось создать зародыш прекрасной, современной во всех смыслах слова социальной сети. Нет, речь идет вовсе не о скорбном проекте «Мой Круг». Несмотря на усилия разработчиков и мощь «Яндекса», несмотря на правильные идеи об интеграции его с другими соцсетями, бренд «Мой Круг» вызывает лишь ассоциации с кругами на воде, которые расходятся от утонувшего предмета. Может, дело в пресыщенности соцсетями старого формата, может, – в том, что профессиональные сообщества (на которые сделал ставку «Яндекс») у нас вообще не развиты… Да какая разница! Речь не об этой намеренной попытке «Яндекса» выйти на рынок соцсетей, а о совсем другой – нечаянной.
Речь идет о «Яндекс.Картах». «Какая же это соцсеть?, – скажет любой вменяемый читатель. – Это ж карты!» И будет абсолютно прав. Это действительно карты. А еще пробки, а еще геолокация, а еще упор на мобильные устройства, а еще возможность обмениваться сообщениями и даже создавать группы. А еще миллионы пользователей и десятки тысяч компаний. В общем, это эмбрион социальной сети – самой современной из тех, что до сих пор создавались в России.
Немного истории. В 2004 году проект был запущен, в том же году, но чуть позже, «Яндекс.Карты» появились на мобильниках. Потом последовали разные улучшения вроде спутниковой карты. В 2008 году пользователи получили возможность добавления событий на карты – вроде ДТП или дорожных работ. Но стоящие в пробках россияне (преимущественно москвичи, как самые «пробочные» обитатели России) скучали и расставляли на карте события не по делу, а лишь для того, чтобы выплеснуть застоявшуюся в пробке жизненную энергию и заодно сказать все, что они думают, про московское правительство и транспортную систему. Для таких в 2010 году ввели новую функцию – «Разговорчики».
Разговорчики в пробочном строю быстро стали популярным развлечением скучающих автомобилистов. Помимо самых распространенных криков души вроде «Хочу в туалет, щас лопну» и «Кто угостит борщом?» или политических лозунгов («Привет Собянину», «Верните пчеловода!») стали появляться и более сложные образчики социальной активности. Стоящие рядом водители объявляли о наличии у себя печенек и желании поделиться ими с оголодавшими собратьями по несчастью. Молодые люди зазывали знакомиться девушек, и девушки порой откликались. Люди даже пытались общаться с родственниками («Дорогая, начинай без меня!»). Сейчас, по данным «Яндекса», которые тот любезно предоставил нам, функцией расстановки событий на карте пользуется примерно 240 000 человек в месяц (рост более чем в 1,5 раза за последний год), разговорчики в строю ведут около 65 000 – это в 2 раза больше, чем годом ранее. Потенциал роста велик – мобильными «Яндекс.Картами» пользуется больше 3,5 млн человек в месяц (число, которое постоянно растет), в пробках будем стоять все больше, автодилеры и мэрия об этом позаботятся. Чем не соцсеть для автомобилистов и не только?
Ведь что такое современная социальная сеть? Это нечто такое, что объединяет людей по определенному, но довольно широкому признаку (любовь к фото, например, дружеские отношения «ин риал лайф» или географическая близость). Без всяких сомнений, такая сеть делает ставку на мобильные устройства. Еще желательно иметь географическую привязку – возможность находить друзей и заведения поблизости, сообщать о своем местонахождении. Ну и, конечно, сейчас отмер большой формат – действие в соцсети должно требовать от занятого и ленивого человека минимум действий. 140 знаков написать – и то многие не удосуживаются, стараются ограничиваться одной только фотографией или короткой подписью к ней. Недаром Цукерберг заплатил миллиард за Instagram – говорят, испугался, что тот в будущем способен потеснить его ныне безумно популярное, но слишком громоздкое и не слишком дружелюбное к мобильным устройствам творение. А комментарии к записям пользователей успешно заменяет одна кнопка-эмоция (Like), ну или несколько кнопок-эмоций, как в хите нынешнего сезона – сети Path. Не лишней будет заинтересованность множества самых разных компаний, для которых соцсеть станет способом продвижения.
У «Яндекс.Карт» это все есть… ну почти все. Проблема в том, что сам «Яндекс», похоже, никогда не смотрел на них как на соцсеть. Он пытался придать сервису социальные функции, но это была не стратегическая установка, а лишь рефлекторные действия в ответ на раздражители. Пользователи недовольны качеством карт? Дадим им «Народную карту», пусть сами рисуют (и ведь люди самоорганизовались – рисуют по 450 000 объектов каждый месяц). Пользователи забивают карты несуществующими событиями, чтобы сболтнуть в подписи к ним какую-нибудь глупость вроде «Ребят, бросаем машины – айда пить пиво!» – дадим им «Разговорчики», чтобы не мусорили на «Яндекс.Картах». А это ведь не мусор. Это мысли и эмоции – то самое, для чего люди общаются друг с другом. Их нужно пестовать, развивать цифровую инфраструктуру, чтобы эта спонтанная и ярая жажда общения не только находила выход, но и развивалась, развлекала и завлекала. Хорошо, что «Яндекс» не стал выкорчевывать нежданно зародившуюся в его картах жизнь. Но он ей и не особо помог.
Проблеском, даже озарением, казалось бы, стало создание первой социальной группы внутри «Карт». Это группа «Автомонитор», созданная совместно с «Авторадио». Но идея не была доведена до конца и больше помогла радио, чем «Яндексу». Единственное, что удалось сделать, – это показать членов группы на «Картах». Возможность связаться с ними «планировалась», но дальше планов дело не пошло. В результате членов группы «несколько тысяч, и это число остается стабильным последние несколько лет», как говорят в «Яндексе». А если зайти в сообщество, то видно на карте от силы несколько десятков участников. А все потому, что смысла в этой затее никакой, если реализованы только геолокационные, а не социальные функции. Да и вообще… «Авторадио»!? Не тот это базис, на котором может вырасти соцсеть будущего.
А сделать-то нужно не слишком много (хотя сделать это хорошо будет, конечно, непросто). На картах уже можно видеть заведения поблизости. Так пусть будет видно и отзывы на них, и «чек-ины», и – главное – друзей (да, в «Картах» просто должны появиться «френды», а не искусственно созданные группы) – естественно, если они сами готовы сообщать о своем местоположении. Нужно расширить возможности «Разговорчиков» – чтобы те стали полноценным инструментом общения с друзьями или с соседями по пробке. Может быть, интегрировать с другими сетями. Нужно… да для начала хватит и этого. Остальное подтянется позже – в том числе, надеюсь, наконец, распознавание речи – в частности, чтобы не отвлекаться от дороги даже в пробке. А этих функций уже хватит для того, чтобы не просто бросить клич в пробке «Девушки, давайте знакомиться», а получить ответ от блондинки в красной «Мазде», поболтать, пока пробка стоит, а когда рассосется – зафрендить друг друга. И потом встретиться в том парке или кафе, где она чаще всего отмечается на «Яндекс.Картах».