Фото:Fotolia/PhotoXPress.ru

На помощь депрессивным территориям должны прийти частные инвесторы. «Регионы должны представить стратегию своего развития и подать соответствующие заявки на создание зон максимального благоприятствования для инвесторов», – сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на заседании Госсовета. Но возможно привлечение инвесторов обойдется бюджету дороже, чем прямые дотации.

Депрессивные регионы такими и являются по той причине, что вкладывать в них деньги по доброй воле никто не хочет. Да и власти таких территорий, как правило, за инвесторами не гоняются. Они гораздо больше заинтересованы в бюджетных трансфертах, чем в частных инвестициях. Но даже если властная вертикаль переломит их сопротивление, платить придется из федерального бюджета. Весь предыдущий опыт показывает, если это не нефть и газ, то инвесторов можно приманить только особыми условиями бизнеса – снижением налогов, льготным кредитованием и готовой инфраструктурой. «Государство должно вкладывать свои средства. Экономика развития – это единственный путь. Таким способом международные организации, например Всемирный банк, помогают развитию стран третьего мира. И для российских регионов этот способ тоже применим», – говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.

Сейчас таким путем власти создают туристический кластер на Северном Кавказе. Уже став премьером, Дмитрий Медведев пообещал подключить к проекту Чечню. Хотя способность всех северокавказских республик привлечь достаточное количество туристов, желающих дышать там свежим горным воздухом, вызывает сомнение многих экспертов. Для того, чтобы проект окупился, на курорт должны приехать 3,5 – 4 млн человек. Но даже в благополучном Приэльбрусье в феврале 2011 года расстреляли микроавтобус с туристами, в результате чего три человека погибло, а количество драк с местным населением вообще не поддается никаким подсчетам.

Однако, иностранные инвесторы у проекта есть. Их привлекли налоговые льготы и беспрецедентные госгарантии в размере 70% на все заявленные инвестиции. И это не считая огромных вложений в инфраструктуру. На 18 (такое количество депрессивных регионов назвал Козак) подобных проектов без всяких гарантий окупаемости российского бюджета не хватит.

Надо искать частников, хотя массовый приход инвесторов далеко не всегда меняет жизнь к лучшему. Идеальным примером успешного привлечения инвестиций принято считать Калужскую область. Мобильный телефон губернатора есть у всех инвесторов, власти за свой счет развивают инфраструктуру, и заводы в области растут как грибы. Но гораздо реже вспоминают о том, что у региона огромные долги, приобретенные за время заманивания иностранцев.

Впрочем, российские власти любят масштабные проекты с международным участием и недооценивают своих. «Очень перспективное направление – социальная инфраструктура. В самом депрессивном регионе немало людей, готовых учиться и лечиться за деньги», – полагает старший аналитик Института финансовых исследований Владимир Крейндель.

Власти в ближайшее время подготовят необходимую нормативно-правовую базу, сообщил вице-премьер. Сейчас Минэкономразвития готовит законопроект о государственно-частном партнерстве. Но его одного для развития всех депрессивных регионов будет недостаточно, полагает источник Slon в ведомстве. Но что еще для этого нужно, он не знает.