Правительство готово хоть завтра вступить в борьбу с мировым экономическим кризисом. Владимир Путин подписал в понедельник поправки в бюджетное законодательство на 2012 год. Теперь у кабинета министров появились не только дополнительные властные полномочия, но и деньги, которыми можно распоряжаться без внесения изменений в бюджет. Парламент, отстраненный от бюджетного процесса, будет контролировать Белый дом через специальную комиссию. Правда, суммы, зарезервированные на эти цели, относительно невелики. Власти, очевидно, надеются на более благоприятный сценарий.
Новые поправки позволяют без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики.
Ранее правительство уже получило право без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Объем средств Резервного фонда, направляемых на эти цели, не может превышать 5% от общего объема расходов. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 637 млрд рублей. Впрочем, столько денег правительство не получит. Поправки в бюджет-2012 устанавливают лимит в 200 млрд руб. на использование средств Резервного фонда.
Изменены размеры госгарантий. Госгарантии предоставляются в 2012 году по кредитам, привлекаемым принципалами, отобранными для господдержки в 2012 году, а также по кредитам, привлеченным принципалами в 2011 году.
Сумма госгарантий в валюте для юрлиц, отобранных в порядке, установленном правительством, для инвестпроектов или на иные цели, установленные правительством, увеличена со 107,4 млрд до 157,4 млрд руб.
Госгарантии в валюте для инвестпроектов, осуществляемых на территории Северо-Кавказского, наоборот, сократились со 100 млрд до 50 млрд руб.
Госгарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому на осуществление инвестиционного проекта, предоставляется на сумму не менее $30 млн, но не более суммы, составляющей 50% стоимости инвестпроекта.
Правительство в 2012 году вправе делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством в пределах сумм, определенных программами госгарантий в рублях и в иностранной валюте. Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций) составят от 3 до 7 лет.
Правительство получает право провести дополнительную капитализацию банков путем обмена ОФЗ на привилегированные акции в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Размер эмиссии ОФЗ с постоянным купонным доходом может составить до 150 млрд руб. по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Правительств может определять предельные объемы и основные условия размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозиты в ВЭБе в целях реализации антикризисных мер.
Контролировать правительство будет специально созданная комиссия по вопросам использования средств Резервного фонда, направляемых на реализацию антикризисных мер. В комиссию войдут по восемь представителей Госдумы и Совета Федерации. Комиссия будет рассматривать антикризисные меры, предлагаемые правительством, до их внесения в Госдуму. В свою очередь, Минфин ежемесячно должен будет направлять в комиссию информацию о расходовании средств.