Отечественные независимые производители газа получили «черную метку» от «Газпрома» – монополия приняла решение приостановить закупки топлива у сторонних компаний на неопределенный срок. В числе основных пострадавших «Лукойл», а также главный конкурент «Газпрома» «Новатэк». «Роснефть», объединившая свои газовые активы с «Итерой», пострадает незначительно – основной объем продаж совместного предприятия приходится на Свердловскую область, где расположены прямые потребители и собственная инфраструктура. ТНК-ВР имеет с долгосрочное (до 2030 г.) маркетинговое СП с «Газпромом», гарантирующее сбыт всего объема добываемого газа. В стороне от конфликта и «Сургутнефтегаз», не замеченный в серьезном интересе к газовому бизнесу.
До кризиса закупка газа у независимых производителей, как внутренних, так и зарубежных, была основной стратегией «Газпрома» по защите собственного монопольного положения. Приобретая топливо в Средней Азии, компания не пускала конкурентов на хлебный европейский рынок. Скупка же газа независимых производителей гарантировала эксклюзивный доступ к крупным конечным потребителям. Падение цен и спроса вынудило «Газпром» изменить свою стратегию.
Первыми жертвами новой политики стали среднеазиатские страны, преимущественно Туркменистан. В 2009 г. «Газпром» закупил у соседей на 44% газа меньше, чем годом ранее, ссылаясь на невыгодное ценообразование. И это несмотря на наличие долгосрочного рамочного соглашения с Туркменистаном, в котором были закреплены индикативные объемы поставок газа до 2028 г. в объеме 70–80 млрд куб. м. и действующей Энергетической стратегии России с аналогичными проектировками. Это лишнее подтверждение тому, что на газовом рынке долгосрочные договоренности по факту таковыми не являются.
Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов был крайне недоволен односторонним отказом «Газпрома». До неприятной осечки туркменбаши держал в одном кармане контракт с Россией, а в другом – с Китаем, что позволяло играть на интересах ключевых покупателей. В итоге Бердымухаммедов был вынужден отдать большую часть своего экспорта восточному, а не западному соседу, и продолжить вялые заигрывания с Ираном и Европой (по газопроводу Nabucco). С нынешнего года по газопроводу «Туркменистан–Китай» начались и поставки узбекского газа.
Чем могут ответить «Газпрому» российские производители? «Лукойл» показал, что особенных козырей не имеет. Компания уже объявила о заключении новых соглашений с монополией, гарантирующих продолжение сотрудничества. Можно предположить, что для улаживания ситуации «Лукойлу» пришлось пойти на серьезные уступки, прежде всего, по ценам. Исходя из биржевых котировок, наиболее пострадавшим представляется, конечно же, «Новатэк». Однако факты свидетельствуют о том, что компания Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона подобно ТНК-ВР заранее подготовилась к вероятному неприятному сюрпризу.
В 2011 г. «Новатэк» продал напрямую потребителям около 55% добытого газа (29,5 млрд куб м). По итогам января–июня нынешнего года эта доля возросла до 70% (20,5 млрд куб. м.), на долю «Газпрома» пришлось лишь около 8,5 млрд куб. м. При этом «Новатэк» в июне подписал крупные долгосрочные контракты о поставках газа с ММК (около 5 млрд куб. м. в год), а в августе – с Э.Он и «Фортум» (в совокупности – 12 млрд куб. м. в год). Первый контракт уже действует, два других вступают в силу с 2013 г. Кроме того, «Новатэк» в нынешнем году сам закупил у сторонних производителей 1,7 млрд куб. м. От них компания при неблагоприятной рыночной конъюнктуре может отказаться. В итоге на «Газпром» в текущем полугодии остается не более 5–6 млрд куб. м., а в будущем году «Новатэк» имеет возможность стать еще более независимым, учитывая его способность заключать прямые контракты с крупными потребителями.