© ИТАР-ТАСС/Антон Новодережкин

Все больший резонанс в обществе набирает ситуация со скандальной выставкой «Духовная Брань», организованной Маратом Гельманом и Виктором Бондаренко. Активисты общества «Народный собор» и «Союз православных граждан» готовят коллективный иск к галеристу Марату Гельману. Русская православная церковь в свою очередь достаточно резко реагирует на выставку, посвященную участницам панк-группы Pussy Riot: архимандрит Тихон, секретарь Патриаршего совета по культуре, назвал выставку «актом циничного террора в отношении русской культуры». Я был на выставке «Духовная Брань». Не имея специального образования, могу ошибаться, но даже намека на высокое искусство в этих полотнах не заметил. При этом ничего кощунственного по отношению к Церкви и верующим, как мне показалось, там тоже нет. Я считаю, что Патриарший совет по культуре выбрал в корне неправильную позицию в данной ситуации. В их словах я не вижу никакой конструктивной критики, кроме как брюзжания и нескончаемых обвинений. Вместо того чтобы проигнорировать откровенную провокацию, этому делу придают слишком большое значение. Своими акциями православные активисты заставляют еще большее количество людей ознакомиться с такого рода творчеством. Поддерживая наиболее консервативные слои общества, Патриарший совет снова сталкивает православных верующих с так называемыми антиклерикалами. И вот у нас снова повторяется история с панк-группой Pussy Riot.

Раздувая эту ситуацию и придавая ей огласку, Русская православная церковь уходит от действительно важной проблемы: в нашей общественной жизни не сформирована традиция религиозного искусства, существующего вне литургической сферы. Я считаю, что недавно созданный Патриарший совет направил всю свою работу исключительно на сохранение церковной старины, а не на развитие религиозного направления в светской живописи. Ведь намного проще брюзжать и возмущаться, чем делать шаг вперед и пытаться создать то, чего у нас нет. Именно Патриарший совет должен стать инициатором создания и развития не только канонического, но и светского направления в религиозном искусстве. На мой взгляд, в анонсе выставки «Духовная Брань» озвучены очень правильные мысли о том, что христианское искусство «несводимо к копированию памятников прошлого и может развиваться бесконечно». Безусловно, когда Андрей Рублев писал свои иконы, его техника выходила за каноны того времени. Сейчас же это один из эталонов церковной живописи. Мне кажется, что художник Евгения Мальцева путает две глобальные вещи: развитие канонической иконописи и церковного искусства. Я считаю, что ее полотна можно отнести скорее к церковному искусству, хотя в них, на мой взгляд, нет ни вкуса, ни стиля. Что она хотела выразить своими полотнами? Только протест. А за любым произведением искусства помимо идеи должна стоять техника. К сожалению, ее провокация не несет конструктивной критики, не развивает направление, а выступает лишь как красная тряпка для верующих.


Заметным явлением в современном искусстве, на мой взгляд, стал проект «ПРЕДСТОЯНИЕ / deisis» (выше), представленный в 2004 году в Третьяковской галерее. Автором идеи и продюсером этой выставки выступал Виктор Бондаренко, художником – Константин Худяков. Каждый должен сам для себя решить, можно ли созданное с помощью компьютерных технологий произведение относить к сфере религиозного искусства. Интересна позиция авторов выставки, которую они высказывают в буклете, выпущенном к презентации проекта. Свое творение они характеризуют как подобие православного иконостаса, этот «иконостас», как подчеркивают авторы, «светское произведение, ни в коей мере не посягающее на каноны церковного искусства… существует вне сферы богослужения и храма. Авторы – православные христиане, безусловно, учитывают религиозные ценности».
На мой взгляд, этот проект – удачная попытка привнести православную культуру в массы. Авторы смогли показать, что она не ограничивается только иконами или картинами на религиозные темы. С учетом того, какой популярностью пользуется этот проект, можно предположить, что общество нуждается в светской живописи религиозного содержания. Так, может, все-таки Русской православной церкви стоит задуматься о поддержке и возрождении такого искусства?