© img11.nnm.ru

Сегодня британская певица Сара Брайтман объявила о покупке тура на Международную космическую станцию осенью 2015 года. Коммерческие полеты частных лиц на российских кораблях семейства «Союз» с недельным пребыванием на российском сегменте МКС практиковались с 2001 по 2009 год. Первопроходцем был американский бизнесмен Деннис Тито, заплативший за «билет» около $20 млн. За ним последовали еще шесть человек, которые совершили семь подобных полетов (Чарлз Симоньи – дважды). Таким образом, Брайтман должна стать восьмым по счету космическим туристом. Стоимость полета, как обычно, разглашена не будет, но оценки начинаются от $30 млн.

Внимательный читатель, обратившийся хотя бы к статье «Космический туризм» в «Википедии», заметит, что два первых полета состоялись в 2001–2002 годах, а еще шесть – с небольшими промежутками в 2005–2009 годах. Перерыв между первыми и вторыми объясняется просто – после гибели «Колумбии» в феврале 2003-го на этот спорный бизнес было наложено негласное табу, снятое лишь после возобновления полетов шаттлов. Но почему же эта хорошо налаженная машина остановилась осенью 2009 года?
Очень просто. По соглашению стран-участниц, которое лоббировали в первую очередь «младшие партнеры» (Европа, Канада, Япония) и Россия, с 2009 года на станции находится экипаж из шести человек: трое представляют Россию, трое – США и западных партнеров. Космонавты и астронавты прилетают по трое на «Союзе», живут и работают на МКС около полугода и на своем же корабле возвращаются на Землю. Продолжительность экспедиции определяется ресурсом «Союза» – семь месяцев. Для полноценного функционирования станции необходимо отправлять к ней по четыре корабля ежегодно: два весной и два осенью.
В этой схеме туристам просто нет места. Вы не можете доставить платного пассажира на станцию и вернуть его через 10–14 суток на Землю, не нарушив схему ротации основных экипажей. Чтобы сделать это, нужно либо заранее сократить экипаж до пяти человек (и тогда очередной «Союз» сможет вернуть на Землю двоих штатных космонавтов и одного туриста, прибывшего с новой парой), либо оставить кого-то из состава основного экипажа на станции на два срока.
Так вот, в последние недели вышли на поверхность длившиеся уже несколько месяцев переговоры о проведении в 2015–2016 годах годового полета на МКС двух космонавтов – одного российского и одного американского. На роль последнего, кстати, претендовала астронавт – медик и биохимик Пегги Уитсон, которая уже отлетала две основные экспедиции и набрала более 376 суток в космосе.
Зачем это США, понятно: у них до сих пор не было полета продолжительностью более семи месяцев (рекордсмен – Майкл Лопес-Алегриа, 215 суток), и они не опробовали на практике меры защиты человека от опасных факторов сверхдлительного пребывания в невесомости, хотя и ознакомились с соответствующим опытом российской стороны. В то время как у нас уже в 1987–1988 годах Владимир Титов и Муса Манаров отлетали на «Мире» полный календарный год, а Валерий Поляков в 1994–1995 годах установил абсолютный мировой рекорд продолжительности полета – 437 суток.
Для полета к Марсу и обратно, о чем президент Обама продолжает говорить как о национальной задаче, хотя и отдаленного будущего, требуется около полутора лет. Таким образом, годовой полет позволит американцам не только сравняться с нами, но и сделать существенный шаг к обеспечению в будущем марсианской экспедиции.
Россия в повторении собственного рекорда не нуждается. Для нас еще один годовой полет был бы интересен, если бы в нем ставились принципиально новые эксперименты, в первую очередь в сфере медицины и биологии, основанные на технологиях, созданных за последние 20 лет. И было бы очень желательно, чтобы готовили их на Земле и выполняли на орбите профессиональные медики.
Есть ли они в нашем отряде космонавтов? Есть, и даже двое – Олег Котов и Сергей Рязанский. Но проблема в том, что оба они должны выполнить регулярный полугодовой полет в сентябре 2013 – марте 2014 года и уже готовятся к нему в составе экипажа. Таким образом, Котов и Рязанский автоматом исключаются из числа претендентов на годовой полет – они элементарно не успеют к нему подготовиться. Значит, в пару к американке придется поставить опытного российского космонавта, не имеющего, однако, специфических для годовой миссии знаний и навыков. 

Так зачем же такая экспедиция России? Похоже, как раз затем, чтобы в середине годового полета заменить исчерпавший ресурс «Союз» и свозить «на пересменку» космического туриста Сару Брайтман, а может быть, и еще кого-нибудь. Ведь если на станции на второй срок остаются двое, то и на «Союзе» окажется два свободных места! И очень опытный командир, быть может, и сумеет успешно пилотировать корабль без бортинженера…
Да, с туриста можно получить примерно миллиард рублей. Десять лет назад это была заметная сумма: экономическое положение страны было таким, что изыскать ее в бюджете было крайне трудно. Но в текущем году бюджет Роскосмоса составляет 144 млрд рублей, из которых минимум треть идет на пилотируемую программу. Сегодня миллиард за турпутевку может окупить производство одного «Союза» или ракеты для него. О возмещении затрат даже на один запуск речь уже не идет.
Итак, сумма госфинансирования и потенциальный доход от полета туриста несопоставимы. Риск полета с участием непрофессиональных астронавтов (особенно если они составляют две трети экипажа) значителен. А потенциальные научные достоинства годовой экспедиции вызывают сомнения. Но желание добавить к бюджету Роскосмоса 1–1,5% почему-то перевешивают все эти доводы.