© gazetavv.com
В конце прошлой недели Александр Лукашенко «отрубил голову» КГБ – снял с должности председателя белорусского Комитета госбезопасности Вадима Зайцева. Официальной причиной отставки объявлена произошедшая недавно гибель подполковника КГБ Александра Казака, которую Лукашенко назвал самоубийством. С этого момента и начинаются странности и нестыковки. Сначала силовые структуры активно отрицали смерть Казака, не давая никаких комментариев, но оппозиционные СМИ распространяли информацию о том, что подполковник все-таки мертв, и вовсе не по собственному желанию – его убили коллеги из КГБ. За что – не до конца ясно, существует две версии: то ли Казак собирался рассказать Лукашенко о готовящемся против него заговоре, то ли отвечал за негласные экономические дела КГБ и проворовался. Парадокс в том, что после нескольких недель яростного отрицания факта смерти силовика госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев, который стал новым председателем белорусского КГБ, комментируя снятие своего предшественника, как ни в чем не бывало заявил: «Всем известно о самоубийстве подполковника КГБ Александра Казака. Есть и ряд других вопросов, которые требуют тщательного расследования. В этой связи президент принял решение освободить генерал-лейтенанта Вадима Зайцева от должности председателя Комитета государственной безопасности и зачислить его в распоряжение председателя КГБ».
Есть основания полагать, что отставка – результат противостояния внутри семьи Лукашенко, войны между диктатором и его старшим сыном, 38-летним Виктором, которого Батька не подпускает к вожделенной власти и управлению семейными делами, чем тот, разумеется, недоволен. Вадим Зайцев с давних пор был лучшим другом Виктора Лукашенко, и вместе они давно предпринимают попытки расшатать власть вечного президента республики. Одним из в буквальном смысле подрывных сговоров Виктора Лукашенко и Вадима Зайцева в Белоруссии называют печально знаменитый взрыв в минском метро весной прошлого года. В республике популярна версия, что теракт совершили вовсе не казненные впоследствии за это Ковалев и Коновалов (против смертной казни которых было собрано более 300 тысяч подписей в стране), а представители белорусских спецслужб. Объяснения тогда было два: либо это сделали по заказу самого Лукашенко, чтобы отвлечь народ от разгорающегося кризиса, либо заказчиком выступил Виктор, а исполнителем – ведомство Зайцева, и придумали такой ход друзья, прекрасно понимая, что обвинят в первую очередь диктатора.
Еще одна попытка повлиять на Батьку была предпринята командой Виктора Лукашенко и Вадима Зайцева уже открыто. В апреле текущего года они устроили «маски-шоу» для близкого друга и хоккейного соратника белорусского диктатора Павла Белого. Этого бывшего профессионального хоккеиста старший Лукашенко, по слухам, любит больше, чем своих родных детей, и после того, как Белый ушел из большого спорта в личную команду диктатора, ему в республике позволяется все. В частности, Павел Белый является одним из основных игроков на минском рынке недвижимости, без труда получая самые лакомые места для застройки в белорусской столице. Виктору Лукашенко это все очень не нравилось, и он решил отодвинуть конкурента от Батьки. Для этого ведомство Зайцева, не сообщая президенту, начало проверку личных счетов Павла Белого и в итоге арестовало его, обвинив в незаконном переводе за границу 6 миллионов долларов. Информацию об аресте моментально слили в прессу, но это не помогло. Александр Лукашенко ясно дал сыну понять, что поперек батьки ему лезть не стоит, и без лишних обсуждений просто забрал своего фаворита из СИЗО. Через несколько дней после громкого ареста Павел Белый как ни в чем не бывало вышел на хоккейный лед в составе команды президента и с подачи Лукашенко забил целых три шайбы.
Смерть Александра Казака все же сыграла свою роль в отставке Зайцева, но опять-таки Лукашенко снял его для того, чтобы предотвратить околовластные конфликты, которые постоянно происходят в различных группировках, приближенных к диктатору, так что ему было просто необходимо поставить смотрящим своего человека. Похожая история уже происходила в 2007 году, тогда противостояние между силовиками привело к тому, что сотрудниками КГБ и Совбеза был избит тогдашний председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать. В итоге своего места лишился руководитель Комитета госбезопасности Степан Сухаренко, а четверых участников избиения арестовали, осудили и лишили воинских званий.
Вероятно, сведения о новом заговоре окончательно вывели Лукашенко из себя, и кадровыми перестановками в КГБ он показал всем, кто на самом деле в стране хозяин. Версия о том, что Лукашенко снял Зайцева в угоду Западу, чтобы убрать с политической арены человека, причастного к политическим репрессиям, усиленно разрабатывается белорусскими политологами от оппозиции, но не выдерживает никакой критики: сложно представить, чтобы белорусский президент делал такие реверансы в сторону главных противников, лишаясь силовика, который благодаря своей должности очень много знает.
Вообще, Лукашенко давно известен своей склонностью менять руководителей силовых структур, дабы предотвратить возможные неприятные последствия для своей власти. С начала его правления ни один руководитель КГБ не задержался на своем посту более пяти лет. То же самое происходит с другими опорами его власти, причем смену начальников он любит сопровождать показательной поркой, отчитывая их перед всем народом на своих знаменитых селекторных совещаниях.
Различные источники указывают на прямую связь между отставкой Вадима Зайцева, против которого возбуждено уголовное дело и ведется внутреннее расследование, и взрывом, который случился в понедельник рядом с витебским отделением КГБ. Поздно ночью там сработало взрывное устройство, которое, впрочем, навредило только репутации госкомитета. До середины следующего дня силовики не подтверждали происшествие, и все это время высказывались мнения, что идет поиск козлов отпущения, как было в случае с Ковалевым и Коноваловым, которых, напомним, задержали через сутки после теракта в метро. И действительно – официальный рапорт был очень бодрым: кагэбэшники сообщили, что было взорвано примитивное пиротехническое устройство и трое подозреваемых уже задержаны. Правда, обвиняют их не в терроризме, а в хулиганстве.
Бытуют версии, что таким способом Вадим Зайцев и его соратник Виктор Лукашенко предупреждают белорусского президента о том, что может повториться история с терактом 11 апреля 2011 года. Это косвенно подтверждает именно их причастность к самому громкому минскому взрыву и говорит о том, что война внутри клана Лукашенко и среди его соратников будет продолжаться.