© ИТАР-ТАСС

Правительство всерьез озадачилось вопросом поддержки региональной и малой авиации. Меры по возрождению этих умирающих отраслей прописаны одновременно в нескольких концептуальных и долгосрочных документах, которые были рассмотрены на заседании кабинета министров. По линии Министерства транспорта на субсидирование внутренних рейсов в разных формах, в том числе на лизинг воздушных судов, инфраструктуру аэропортов, предусмотрено ежегодно 5 млрд рублей из федерального бюджета. Эти деньги будут выделяться начиная со следующего года и до 2020-го в рамках программы по развитию транспорта.

Разработаны новые правила господдержки внутренних перелетов. Отныне в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Северо-Западном и Приволжском округах бюджет будет субсидировать покупку авиабилета для всех граждан вне зависимости от возраста или социальной категории. До сих пор право на льготу при покупке авиабилета имели только определенные категории граждан, например пенсионеры. В четырех округах, за исключением Приволжского, федеральный бюджет будет доплачивать 35% от экономически обоснованного тарифа на билет по определенным маршрутам. Речь пока о тех маршрутах, где нет альтернативы в виде железной дороги. Таких маршрутов сейчас 81. Со следующего года список льготных маршрутов расширят до 100. Федерации это обойдется в 2,9 млрд ежегодно. В Приволжском федеральном округе субсидии авиаперевозчикам составят половину тарифа по 53 направлениям. Бремя этих затрат будут нести федеральный бюджет пополам с бюджетом субъекта. Предполагается, что на это потребуется 300 млн из федеральной казны и 300 млн из региональной. По самым консервативным прогнозам, это даст толчок к росту рынка на 15%.

Помимо дотаций, авиакомпаниям планируется обновлять парк. Проектирование новых воздушных судов будет финансироваться по линии Минпромторга в рамках другого программного документа по развитию авиапромышленности до 2025 года. Документ включает в себя все отрасли авиации, в том числе и малую. Общее федеральное финансирование – 1,7 трлн рублей, из которых 1,2 трлн – деньги федерального бюджета.

Для обновления одряхлевшего парка есть несколько вариантов. Работать над созданием новой модели самолета небольшой вместимости, о чем впервые заговорил еще летом президент Владимир Путин. Но это перспектива будущих 10 лет. В Минпромторге вообще убеждены, что запускать в серийное производство новую модель самолета для внутренних рейсов на 20–50 пассажирских мест – это бесперспективное занятие. Никто их покупать не будет. Однако спорить с президентом себе дороже, поэтому в ведомстве предлагают сделать проект по созданию самолета на 9–19 мест для местных перелетов внутри региона.

Однако исходя из письма гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева (есть в распоряжении Slon), которое он направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову, в рамках программы развития авиапрома необходимо сделать упор как раз на создание воздушных судов вместимостью 20, 40, 60 и более мест.

До тех пор, пока новых разработок нет, Минпромторг предлагает эксплуатировать старичка АН-2, – модели 65 лет, и даже по человеческим меркам ей давно пора на пенсию. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, есть серьезные планы по апгрейду старых самолетов на базе, например, подмосковного авиаремонтного завода. По приблизительным подсчетам министерства, новая обшивка и начинка позволит продлить срок службы на необходимые 10 лет и увеличить дальность полета до 1600 км. Для одного самолета это обойдется приблизительно в 3 млн рублей.