© yourcardiff.walesonline.co.uk
Я часто говорю на публичных выступлениях, что в России 21 торговый сезон – по числу праздников. Мы готовы праздновать все, что угодно, включая День святого Патрика, Пасху, 1 Мая и прочее. Поэтому задача каждого ритейлера – встречать это все во всеоружии, формируя соответствующий ассортимент.
Что касается подготовки к новогодним праздникам, то тут, несмотря на стереотипы, все просто – мы идем по накатанной колее. Если еще несколько лет назад рост продаж перед новогодними праздниками мог составить 20–30%, то сейчас таких скачков уже нет – в зависимости от региона это могут быть 15–20%. Причем все зависит не от доходов населения – центральные города более новогодне ориентированы, так как жителям мегаполисов чаще свойственно дотягивать до конца и откладывать все на последний момент. Мне этот наплыв никакой радости не приносит – наоборот, как ритейлер я бы предпочел, чтобы потребители закупались постепенно и неторопливо. Так обычно и происходит в небольших спокойных городах, и это очень хороший сигнал – это означает, что регион обеспечен магазинами, они стабильно работают, и нет «дырок» на полке. Не надо беспокоиться о том, что закончатся огурцы для оливье.
С ассортиментом тоже все понятно – наш потребитель консервативен и не склонен преподносить сюрпризы, неожиданно проявляя интерес к чему-то новому. Не стоит ждать никаких всплесков спроса, все просто, предсказуемо и идет по налаженной схеме. Лет десять назад еще бывали неожиданности, например, в один год у нас вдруг стало массово раскупаться подсолнечное масло. Но потом выяснилось, что дело не в том, что народ решил им залить новогодний стол, а в том, что у конкурентов были перебои с его поставками. Любые неожиданные всплески спроса – это всегда напряг, потому что надо искать, чем они вызваны, и относиться к ним надо настороженно. Что действительно меняется с годами – так это доля в новогодней корзине непродовольственных товаров. Но она объясняется, опять же, не изменением поведения потребителя, а тем, что мы сами наращиваем их долю, так как они более доходны, чем продукты питания.
То, что новогодние праздники – большое счастье для ритейлера, так как дают шанс увеличить продажи, – не более чем стереотип. Каникулы – это самое настоящее зло, потому что работающий народ потребляет больше. Поэтому в том, что наши новогодние, майские и прочие праздники вкупе с отпусками приводят к тому, что мы не работаем почти четверть года, нет для бизнеса вообще ничего хорошего. Когда человек больше работает, он больше и ест. Да, алкоголь покупают больше, но народ уходит в запой не на каникулах, а перед Новым годом. Причем, по моим оценкам, из-за всех этих ограничений народ пить стал только больше, потому что теперь он закупается заранее и оптом. А теперь покажите мне компанию, которая, выпив две из пяти купленных бутылок, оставит три напоследок. Так что Новый год – для меня праздник только как для гражданина, но не как для бизнесмена.