Пока у одних новогодние праздники, другие вовсю работают. В Google, например, не сидели сложа руки и предприняли беспрецедентную атаку на конкурирующие с Android мобильные операционные системы – в первую очередь Windows Phone, хотя и iOS досталось рикошетом. Во-первых, почтовая служба Gmail отключила поддержку майкрософтовского протокола Active Sync. Этот протокол – де-факто стандарт обмена информацией в корпоративном окружении, кроме того, он традиционно используется для синхронизации многих мобильных устройств, в том числе – с приставкой i. Теперь настраивать их станет сложнее, а пользователям Windows Phone, которые полностью полагаются на родной протокол, вообще придется несладко. Правда, меры не коснутся тех, кто уже пользуется синхронизацией по Active Sync, они направлены только на будущих пользователей, поэтому пока не все осознали, что произошло.

Во-вторых, была предпринята попытка закрыть пользователям Windows Phone доступ к веб-сайту Google Maps. Правда, общественность это возмутило настолько, что компании пришлось выступить с заявлением: она пообещала, что доступ вернут, а факт блокировки карт объяснила тем, что Internet Explorer 10, который является штатным веб-браузером в WP8, использует движок Trident, в то время как Google Maps оптимизированы для работы в браузерах на движке WebKit. Впрочем, этим отговоркам особенно не поверили.
Нетрудно понять, что последние шаги направлены на то, чтобы получить тактическое преимущество, замедлив конкурента. Создавая трудности пользователям Windows Phone, Google может на некоторое время ухудшить продажи мобильников на основе Windows, а в неспокойном мире мобильных технологий любая мелочь на счету. Еще интереснее, что в данном случае для удушения конкуренции Google использует свое фактически монопольное положение на некоторых рынках для того, чтобы воздействовать на другие рынки – те, где настолько утвердиться пока не удалось.
Gmail пользуется огромное количество юзеров, и затруднения в работе с этой системой для них – существенный фактор при принятии решения о покупке. С картографическим сервисом все не так очевидно – ведь Windows Phone имеет собственные карты, притом очень хорошего качества. Однако в сети Google Maps стали опять-таки де-факто стандартом, все ссылки на адреса даются, как правило, в формате гугловских карт. Таким образом, фактически пользователям Windows Phone пытались ограничить доступ к информации, получаемой не с одного, а с различных сайтов. Google как бы говорит: тебе все равно необходимо пользоваться нашими сервисами, без них сейчас не прожить. А посему – лучше не покупай телефон вот этой марки, а то хуже будет. 

Что же, тактика эта не нова. Много лет назад ею пользовался сам Microsoft – продвигая (весьма успешно) свой Internet Explorer путем навязывания его покупателям Windows. Остановить Редмонд тогда смог только суд. Поскольку, конечно, такая практика незаконна. Однако суды идут долго, а рынок развивается быстро, можно и рискнуть. Не так давно Эрик Шмидт заявил, что Google – это новый Microsoft. Не так уж сложно понять, что он имел в виду.
Очевидно, этот новый девиз теперь следует использовать вместо старого – «don't be evil», который вроде как уже и не к месту. Что должно снова напомнить нам старую избитую истину – на рынке нет плохих и хороших, а тот, кто сегодня воюет против дракона, завтра сам же в него и обратится. Стоит только вспомнить, как прекрасно начинал тот же Билл Гейтс – с борьбы против слишком дорогих и элитарных продуктов Apple. Вчера – Робин Гуд, воровавший у плохих и раздающий хорошим, сегодня – любимец публики, завтра – главный злодей, а подходящую идеологию для оправдания своих действий придумают ребята из службы PR. О чем важно не забывать, когда следишь за этим постоянно меняющимся рынком.

Ну и, конечно, о том, что если что-то дают вам бесплатно, то товар – это вы сами.